Родительское собрание на тему: «Речь младшего дошкольника

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Основная цель речевого развития детей младшего возраста:

Формирование устной речи и навыков речевого общения

Основные задачи развития речи:

  • формирование словаря
  • развитие звуковой культуры речи
  • развитие грамматического строя речи
  • развитие связной речи
  • приобщение детей к художественной литературе.

Существует факторы способствующие развитию речи у младших дошкольников. Начнем с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого ребенка (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должен быть замечен.

Полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания на протяжении всего дня, во всех режимных моментах. Проводить их можно как с небольшим количеством детей (2-6 человек) так и со всей группой.

Фактор успешного овладения речью – это чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям нужно ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а также любые другие хрестоматии и книжки. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке.

Например, потешка «Ладушки, ладушки…» поможет завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

А перед зарядкой либо при одевании обуви на прогулку можно рассказать такую потешку:

Посчитаем первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

А после прочтения спросить у ребят: «А какая обувь у наших ребят на ножках?» , дети начнут отвечать если кто-то затрудняется можно подсказать, также здесь можно задать вопрос: «А какого цвета, твои Маша сандалики?» , «А какие они у тебя большие или маленькие?» .

При умывании и мытье рук обязательны потешки:

«Знаем, знаем - да-да-да…» , «Водичка, водичка умой мое личико…» , «Руки надо чисто мыть, Рукава нельзя мочить.» , «Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро!» . В группе раннего возраста такие потешки нужно проговаривать с каждым ребенком, с которым моешь руки.

Потешки во время приема пищи:

Это ложка! Это чашка!
В чашке гречневая кашка.
Ложка в кашке побывала –
Кашки гречневой не стало!

Здесь можно спросить у детей: а как вы думаете, какая кашка у вас в тарелочках? Или - а что у вас в тарелках?

На прогулке: дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ) , при этом у детей формируется умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

В следующий раз можно взять куклу, побаюкать ее и прочитать стихотворение В. Берестова «Больная кукла» :

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей.

Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Педагоги-психологи констатирует, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников, чьи воспитатели не поют: они умеют слушать пение, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.

Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой.

В младшем возрасте педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, нужно подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что детям очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится… Вова сумеет… Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку) …" и т. п.).

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать также, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.

Также на занятиях по речевому развитию нужно использовать такие приемы:

Воспитатель говорит детям: "Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение) , должна лаять: ав-ав-ав".

  • Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными.

Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии) .

  • Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.п.) . Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.
  • Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т. п.) . В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для самостоятельных сюжетно-ролевых игр.

К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие.

  • Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать. Например, терем и теремок удобнее рассмотреть на картинках, а туесок или короб лучше потрогать, а еще лучше примерить.
  • Многократное повторение нового слова или фразы. ("Это помидор. Что это?" – говорит педагог, показывая овощ. "Помидор", – хором и индивидуально отвечают дети. "У меня в правой руке… (помидор) . И в левой руке тоже помидор. А теперь остался только один помидор".)
  • Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. ("Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?")
  • Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. ("Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро".)
  • Поручения, предполагающие ответ действием. ("Найди…", "Принеси…", "Покажи…", "Дай…", "Сделай…") Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.

К приемам активизации словаря можно отнести следующие.

  • Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: "Кто?", "Что?", так и в более сложной: "Во что одет?", "Что везет?", "Кому и что шьет?", "Чем чистит?" и т. п.

Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делают дети на картинке?) , но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.

Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами: "Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". И хотя такие вопросы трудны для детей этого возраста, тем не менее педагогу следует использовать их чаще, потому что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи.

  • Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает "мяукает) , что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. ("Катя спряталась за домик"; "Выросло много грибов"; "Убежал далеко" и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
  • Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы. Например, педагог начинает рассказывать. Не договорив какую-то фразу, он задает детям вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы. ("Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… что дала? (Молока.) Молоко Катя налила… куда? во что? (В блюдечко.) И так далее.)
  • Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними (каждому ребенку дает набор игрушек или одну из них) . Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
  • Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. ("Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим".) Поручения должны широко использоваться и вне занятий. ("Саша, попроси Анну Ивановну: "Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста, матрешку. Сам я не могу – высоко стоит"; Женя, скажи Кате: "Катенька, я принес тебе интересную книжку") .

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д.) , несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.

При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков одновременно отрабатывается дикция. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов. Сначала дети произносят изолированный звук и несложные звукосочетания. При этом чаще всего используют звукоподражания. Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать его с определенным образом (у-у-у -гудит паровоз, тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь и т.п.) .

На последующих этапах звуки закрепляются в словах. При этом важно следить не только за правильным произношением детьми звуков, но и за четкостью, внятностью произнесения слов (изолированных и включенных в предложение) .

Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть "длинную" песенку: у-у-у-у – так сигналит паровоз. Как он сигналит? (хоровой ответ) , а теперь давайте послушаем, как сигналит Сашин паровоз, Колин, Машин и т.д.)

Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом» , «Заинька, приходи…» , «Ладушки, ладушки…» и др.) . Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержанием. (пример)

Также большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности» , первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Так, например, игра «Какого цвета» . Раздать детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее) . Затем показать квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

В заключение скажу о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходил к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Основная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Занятия по развитию речи направлены с одной стороны на углубление и уточнение знании детей, полученных в жизни: просто на прогулке, во время целевых прогулок, с другой – они имеют свои специфические задачи — развивать и усложнять речь детей и в основном сводятся к следующему:

1. Развитие связной речи.

2. Развитие словаря.

3. Освоение грамматически правильной речи.

4. Освоение звуковой культуры речи.

При организации и проведении занятий по развитию речи я стараюсь это учесть.

Для этого нужно:

1. Определить цель занятия — чему учить, к чему подвести детей.

2. Хорошо подготовиться самой.

3. Подготовить материал — игрушки, картинки.

4. Учитывая развитие детей, уточнить состав, с которым будет проводиться занятие (группа, подгруппа).

5. Подумать о размещении материала, чтобы детям было удобно.

6. Продумать всё ли детям будет понятно на занятии, с чем надо заранее познакомить, чтобы материал стал доступнее для их понимания.

При подготовке всегда анализирую свою речь, соответствует ли она уровню развития детей и намеченной цели. Какими конкретными приёмами на данном занятии я учу детей, понимать слово? Какие моменты в занятии можно использовать, чтобы научить ребёнка употреблять новые слова? Какие звуки и слова повторить несколько раз, чтобы вызвать подражание? И т.п.

Проводя занятие я иногда вынуждена отойти от намеченного плана, т.к. очень многое зависит от настроения реакции детей — слушают они или скучают, приходится перестраиваться по ходу занятия.

Занятия предусматривают составление описательных рассказов по картинкам, о природных явлениях, об игрушках. С детьми этого возраста работаю не первый год, хочу отметить, что готовые тексты: стихи, рассказы, сказки дети запоминают и рассказывают все хорошо. Составляют рассказы по вопросам воспитателя тоже многие дети, а вот самостоятельно составить даже небольшой рассказ детям пока ещё сложно, с этим у меня справляются только некоторые дети (Катя, Настя, Алёна), остальные дети пока не могут рассказывать самостоятельно.

Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. При организации и проведении сюжетно-ролевой игры мои дети учатся вести игровой диалог сначала со мной, воспитателем, затем сами воспроизводят его по аналогии со сверстниками или игрушками. Многие дети уже научились называть себя в игровой роли. («Кто ты? »- «Я шофёр»; «Что ты делаешь?»- «Я завожу машину» и т.д.) При проведении игры задаю вопросы о выполняемых действиях. («Где будет спать твоя дочка?», «Как её зовут?» и т.д.). Учу детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях(«Давай вместе катать машины», «Давай играть мячом»).

Уже сейчас многие дети проявляют интерес к различным игровым действиям, с удовольствием играют друг с другом, рассказывают о своей игре другим детям. Обычно по нашим правилам, если игрушкой играет, кто, либо из детей и есть ещё желающие, я предлагаю им поиграть вместе или в случае отказа ждать своей очереди. Часто дети играют парами: Катя и Алёна в кукольном уголке, Настя может играть со всеми, у неё хорошие организаторские способности, она распределяет роли, всё покажет и расскажет. Но есть ещё дети, которые пока наблюдают за играми остальных, а сами не вступают в игру (Дима), они используют воспитателя как посредника для общения с детьми.

При проведении дидактических игр задаю вопросы по ходу игры: об игровых действиях, материалах, учу правильно пользоваться в игре словами, обозначающими цвет, форму, величину предметов, повторять правила игры.

При проведении подвижных игр учу произносить текст, запоминать и чётко правильно проговаривать слова.

Помимо этого в совместной деятельности мы повторяем сказки, стихи, рассматриваем картинки, иллюстрации, расспрашиваю о родителях, о любимых игрушках, об отдельных событиях в детском саду или дома. Дети охотно участвуют в инсценировках с игрушками. Многие любят рассказывать стихи, но некоторые дети ещё отказываются быть артистами.

Думаю, что проводимая работа по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста со временем даст неплохие результаты.

Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах. Однако многие ребятишки младшего дошкольного возраста упорно молчат, будто набрав в рот воды. Мама и папа задумываются: как же активизировать развитие речи ребёнка? Об этом - в нашей статье.

Речь малыша

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к речевому развитию малыша принесёт свои плоды достаточно скоро, когда вы увидите рядом с собой маленького собеседника, с которым можно вести разговоры на разные темы. Развитию речи малыша способствует ежедневная совместная .

Успешное речевое развитие маленьких детей зависит от некоторых условий:

  • имеет ли нормальное строение речевой аппарат
  • насколько активно малыш вовлечён в общение с родителями
  • получает ли развитие мелкая моторика рук ребёнка.

Не секрет, что все навыки детей, начиная с рождения, отрабатываются в виде игры. Первые игры для обучения речи должны быть направлены на совершенствование процесса говорения с помощью называния, звукоподражания, рассказа и упражнений для развития мелкой моторики. А для этого необходимо обеспечить малыша не только нужными и полезными игрушками и играми (погремушками, пирамидками, кубиками, многофункциональными игрушками с вкладышами, пластилином и красками).

Формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, при наличии активного общения с ним. Имеет значение, как именно вы объясняете малышу названия предметов, явлений и действий; как ребёнок получает сведения о предметах.

«Совет. Чтобы малыш лучше запоминал названия предметов и действий – нужно вербализировать (говорить, объяснять словами) всё, что происходит вокруг».

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте заключаются в различных стадиях развития речи малыша.

Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.

Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:

  • Какого цвета?
  • Кто какой? (сравнения и противоположности)
  • Кто чья мама?

Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки.

Смотрите видео о методе развития речи малышей с помощью сказок

Гуляем и разговариваем

Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь.

«А знаете ли вы, что прогулки – один из самых эффективных способов развития речи ребёнка? Остаётся лишь правильно его организовать».

  • описывать всё, что окружает вас
  • поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит
  • использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий
  • и интонационно богато, спокойным тоном.

Развивающие дидактические игры

В возрасте, когда ребёнок постепенно переходит от лепета к словам (1,5-2 года), можно начать играть с ним в полезные дидактические игры для развития речи:

  1. «Какой это предмет?». Мама вынимает из мешочка заготовленную игрушку, описывает её, а потом предлагает описать малышу.
  2. «Угадай, какая игрушка». Перед малышом лежат 3-4 игрушки. Мама описывает одну из них, а малыш угадывает её по описанию.
  3. «Опиши куклу». Мама предлагает ребёнку описать куклу подробно.
  4. «Таинственная коробка». Мама заблаговременно положила в яркую коробку тематические картинки. Малыш вынимает по одной картинке и описывает, что он видит.
  5. «Скажи, какой предмет?». Малыш вынимает из коробки игрушки и называет их признаки (прилагательные).
  6. «Чудесные кубики». Кроха бросает . Карая картинка выпадает - малыш говорит, что он видит и даёт характеристику изображённому предмету.
  7. «Где игрушка?». Мама раскладывает в комнате игрушки и предлагает ребёнку назвать, где каждая из них находится. Мама должна подсказать крохе, как правильно использовать слова «в», «на», «за», «под», «около», «рядом», «между», «справа», «слева».
  8. «Открытка». Мама показывает ребёнку открытки с изображениями людей и животных, которые выполняют разные действия. Ребёнок должен назвать, какое действие изображено на открытке.

Эти игры подходят детям от 1,5 до 4 лет. Таких игр множество. Родители, при желании, могут придумывать их сами, делая занятия с малышом приятным досугом, полным радости новых открытий.

Выводы

Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, развивая его всесторонне. Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.

Уважаемые родители группы «Светлячок»!

Приглашаем Вас к сотрудничеству !

Мониторинг речевого развития Ваших детей, проведенный воспитателями группы в сентябре 2013 года, показал, что речь большинства детей развита недостаточно хорошо. Поэтому воспитатели группы «Светлячок» выбрали развитие речи детей приоритетным направлением своей работы.

Предлагаем Вам стать непосредственными участниками образовательного процесса. Вместе с педагогами Ваших детей принимать посильное участие в обучении детей. Ежемесячно на сайте Вы будете получать рекомендации, упражнения, задания по развитию речи детей и сможете использовать их во время общения со своими детьми.

Нельзя упускать наиболее благоприятный период в жизни детей для овладения родной речью. Ведь хорошо развитая речь ребенка – это залог его успешности в будущем.

Особенности развития речи детей

младшего дошкольного возраста.

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое¸ затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка ). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие:

  • Расширение словарного запаса детей
  • Развитие звуковой культуры речи
  • Развитие грамматического строя речи
  • Развитие связной речи (монологической и диалогической)
  • Развитие образной речи

Основные формы – это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

«Родное слово есть основа

всякого умственного развития

и сокровищница всех знаний:

с него начинается всякое понимание,

через него проходит и к нему возвращается».

К. Д. Ушинский

Дошкольная педагогика отводит освоению детьми родного языка одно из центральных мест в системе воспитания.

Научить подрастающее поколение пользоваться всеми богатствами русского литературного языка в быту, в труде и общественной деятельности — важная задача.

Методика развития речи детей опирается на педагогику и детскую психологию, на науку о языке и на историю педагогики.

Классик русской педагогики К. Д. Ушинский создал научно обоснованную систему первоначального обучения родному языку. В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский высказали много ценных мыслей об обучении маленьких детей русскому языку, о воспитательной ценности родного слова, о роли художественной литературы в воспитании ребенка.

Целью нашего исследования является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние предметно-развивающей среды, различных форм работы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста возможно при условии, если:

  1. Создана предметно-развивающая среда для деятельности детей.
  2. Осуществляется контроль за нервно-психическим развитием детей, контроль за развитием речи воспитанников.
  3. Проводится работа в период адаптации детей.
  4. Наличие системы работы с родителями.

Задачи исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Разработка содержания работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (Планирование работы, конспекты занятий, перечень игр, комплексы упражнений пальчиковой гимнастики и т.д.)
  3. Применение методических приемов в работе с детьми младшего дошкольного возраста по теме.

Методы исследования

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение за речью детей младшего дошкольного возраста, находящихся в ДОУ.
  3. Диагностика на выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  4. Работа с родителями по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
  5. Экспериментальное исследование.

Теоретико-методологические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Возрастные психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства.

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе, к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.

Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями.

Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый),

Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи, указывают на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений:

  1. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи.
  2. Узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);
  3. Понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Для этого воспитателю необходимо:

Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка;

Много говорить самому;

Вовлекать детей в разговор на определенную тему;

Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т.п.) и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (что-то вместе с детьми рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет); путешествует по детскому саду или территории участка: рассказывает разные истории и т. д.

Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторять его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет? Клюет, У нее клюв. А у цыплят — клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т. п.) Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» — «Клюет»).

Формированию словаря способствуют следующие игры и упражнения:

  • «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)»,
  • «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет; платье повесить в шкаф; яблоко положить в вазу или на блюдо).
  • «Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и т. п.).
  • «Чей малыш? Чья мама?» (упражнения на группировку животных по принципу; взрослое животное — детеныши).
  • «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга — книжечка, банка — баночка, совок ~ совочек, платок платочек).
  • « Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений).

На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи.

Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных ([м], [п], [б], (в], [ф|). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как [с], [з] (свистящие).

Отработка произношения звука осуществляется поэтапно:

  • проговаривание изолированного звука;
  • произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягченности речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются) дефекты речи);
  • отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);
  • закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).

Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги (султанчик) и т. п.; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку»: «У-у-у-у».).

Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»).

С детьми 2-3 лет проводятся подгрупповые занятия.

Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т. п.). Эти занятия наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей к совместной деятельности.

Рассказы, развивающие способность слушать и понимать небольшой текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших возвращаться домой?» («Гуси» К. Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной).

Игры-инсценировки.

С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.);

Рассматривание сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батурииой, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой).

Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот и др.).

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Конечно, это важное условие, чтобы ребенок быстрее заговорил, но нужно учесть еще и другое.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Учитывая важность проблемы, возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.

Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Чтение народной поэзии малышам.

В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети, — народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок...» и др.) Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь.

Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.

По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька...»), о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик...»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.). Некоторые построены по типу обращения («Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок»), сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

Цель рассказывания народной поэзии — развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания, потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.

Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым.

Выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, названия которых входят в этот перечень, показывает их ребенку в том порядке, как они стоят в перечне, и спрашивает, что это такое. Если ребенок не знает названия картинки, то воспитатель сообщает ему это название и предлагает повторить.

Ответы детей записываются в тетрадь. Если ребенок правильно говорит, то воспитатель отмечает это каким-либо знаком, если же ребенок произносит слово неправильно, то надо записать слово полностью с сохранением своеобразия детского произношения.

Проверку произношения у детей младшей группы можно провести на названиях частей лица и тела. Вот перечень этих слов: голова, волосы, лоб, брови, зубы, язык, глаза, нос, щеки, губы, лицо, ухо, уши, шея, плечо, рука, живот, пальцы. (Эту методику можно использовать во всех возрастных группах детского сада.)

Проверка звукопроизношения - должна проходить в форме живого разговора с ребенком, а с малышами даже в виде игры. «Как это называется?» — говорит воспитатель, показывая на ту или иную часть лица или тела.

Опытно-экспериментальное исследование

Развитие детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. Цель контроля — определить фактический уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.

Нами были проведены опытно - экпериментальные исследования. Эта работа проводится ежегодно: в начале и конце учебного года. Цель опытно-экспериментальной работы: выявить уровень развития речи детей, поступивших в детский сад, составить план работы по развитию речи опираясь на полученные результаты

Результаты исследований, проведенных в октябре:

  • Из 13 ребятишек лишь двое полностью справились с заданием, четверо справились частично.
  • Трое малышей владели импрессивной и экспрессивной речью, верно исполняли поручения; другие лишь понимали инструкции и частично называли слова; у двоих речь отсутствовала полностью.

Подобную диагностику мы повторили в мае и выяснили, что результаты проводимых в течение учебного года развивающих занятий с группой и индивидуальной работы с детьми были положительными.

Малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. А по свидетельству родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.

Результаты проводимых исследований показали, что уровень развития наших малышей стал значительно выше. Теперь он соответствовал норме для данного возраста.

Заключение

Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает

Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

И еще: одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка раннего возраста невосполнимы.

Педагоги, работающие с малышами, достойны всяческой поддержки, внимания и уважения.

Список литературы

  1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. - М.: Педагогика, 1991
  2. Белая К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. (Модель воспитания детей раннего возраста). - М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2002.
  3. Бениаминова М. В. Воспитание детей. - М.: Медицина, 1986
  4. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987
  5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - С.Пб. Паритет, 2006.
  6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985.
  7. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  8. Ввозная В. И., Коновалова И. Т., Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н., Резяпова С. З. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1983

10. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. - М.: Просвещение,1994

11. Гербова В. В., Иванкова Р. А., Казакова Р. Г. и др. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя - М.: Просвещение, 1981

12. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М. Мозаика-Синтез, 2005.

13. Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1986

14. Жуковская Р. И. Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1985

15. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985

16. Каменева Л. А., Матвеева А. К., Маневцова Л. М. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983.

17. Лесина С. В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) - Волгоград: Учитель, 2005.

18. Нечаева В. Г. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1965.

19. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995

20. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1979.

28. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) - М.: Просвещение, 1983.

29. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М.: Астрель, 2004.
30. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986.

  • Разделы сайта