Тематическое планирование «Зимние виды спорта» во второй младшей группе

Эффективность взаимодействия с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса зависит не только от содержания, но и от уровня организации. Последний определён рамками планирования. Поэтому педагогу нужно чётко ориентироваться в разновидностях планов, особенностях составления, чтобы гармонично наполнять каждый этап их освоения полезными и важными материалами, а также уметь выстраивать свою работу по схеме. Рассмотрим методические тонкости написания календарно-тематического плана для второй младшей группы (малыши 3–4 лет).

Зачем нужно планирование в детском саду

Рабочая программа, структурирующая деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), реализуется порционно, что определено планом работы, в котором содержание образовательного процесса распределяется по часам (дням, неделям). Степень детальности плана находит воплощение в разных его видах:

  • перспективный план составляется для того, чтобы получить общее представление о количестве часов, выделенных на знакомство с темами и их отработку в рамках разных областей образования (познавательной, игровой и пр.);
  • календарный план предназначен для группировки тем по часам в неделю, отведённым на каждый из видов активности дошкольников;
  • календарно-тематический план в сравнении с предыдущим более детальный, так как в нём типы взаимодействия в рамках тем прописываются по всем видам занятий (по ознакомлению с окружающим миром, по физкультуре и др.);
  • блочный план группирует темы разных образовательных направлений и описывает виды деятельности при их изучении (например, в группу тем «Я человек» входят темы «Части тела», «Представление о себе» и др.);
  • комплексно-тематический план пишется для обозначения сути каждого вида активности при изучении той или иной темы;
  • ежедневный план необходим для детального описания видов деятельности, их целей с ходом выполнения в контексте конкретной темы на всех уровнях освоения материала - знакомства с новой информацией, её практического осмысления.

Любой вид планирования направлен на организацию работы с детьми во всех видах деятельности

Суть календарно-тематического плана

Наиболее подробной инструкцией к проведению занятий является план, составляемый на каждый день, но для его создания педагогу нужно внимательно ознакомиться с видами работы, их целями при изучении одной темы, то есть проанализировать календарно-тематический план.

Это интересно. Составление плана и следование ему в работе - это обязанность педагога. А контроль практической реализации прописанной схемы остаётся за старшим воспитателем, методистом и директором ДОУ.

Таблица: миссия календарно-тематического плана

Целевые компоненты Какие конкретные образовательные вопросы помогает решить
  • Создавать условия практической реализации образовательной программы, по которой согласует свою работу ДОУ;
  • совершенствовать уровень профессионального мастерства воспитателя, для которого составление плана - это способ моделирования разных видов работы с воспитанниками;
  • находить оптимальные сочетания методов и приёмов учебно-воспитательного взаимодействия с малышами;
  • определять подходящие под изучение конкретной темы элементы предметно-развивающей среды
  • Найти подходящий способ интегрировать образовательные направления на базе игровой области, которая для детей 3–4 лет является наиболее приемлемой;
  • выбрать оптимальное сочетание приёмов в разных видах взаимодействия с детьми исходя из их личностных особенностей (так, в группах, где много слишком медлительных ребят, физкультминутки на занятиях не стоит делать слишком спокойными, лучше отдать предпочтение упражнениям на тренировку бега, прыжков);
  • изменить количество способов взаимодействия с детьми в зависимости от уровня их общего развития;
  • преобразовать план за счёт использования разных средств обучения (так, при знакомстве с темой «Грибы» малыши не только видят картинки, но и иллюстрируют сказочные сюжеты по теме фигурками на фланелеграфе, то есть на доске, обтянутой фланелью или другой однотонной белой тканью)

Календарно-тематический план помогает выбрать приёмы взаимодействия с детьми, опираясь на их личностные особенности

Что представляют собой объекты календарно-тематического планирования

Поскольку назначение календарно-тематического плана состоит в регламентации последовательности знакомства с темами по разным видам непосредственно образовательной деятельности, то объектами этого типа планирования будут занятия по:

Методические приёмы, необходимые для календарно-тематического плана

В плане под каждую тему подбирается определённая комбинация приёмов, позволяющая взрослому эффективно взаимодействовать с детьми во всех видах деятельности. Поэтому педагог варьирует приёмы четырёх блоков:

  • словесного;
  • наглядного;
  • практического;
  • игрового.

Остановимся на конкретных примерах их осуществления.

При составлении плана педагог учитывает и речевые, и наглядные, и практические, и игровые способы взаимодействия с воспитанниками

Блок словесных приёмов

Слово взрослых, воспринимаемое малышами 3–4 лет на слух, имеет существенное значение для их речевого развития. Оно помогает детям пополнять словарный багаж, переводя его из пассивного в активный за счёт попыток выстраивать собственные монологические высказывания, а также получать представления о комбинациях слов в словосочетаниях и предложениях (причём не только простых, как в прошлом году, но и сложных). Всё это делает группу речевых приёмов обязательным элементом, сопровождающим любой (!) вид взаимодействия детей.

Объяснение

У детей 3–4 лет личного опыта в какой бы то ни было области слишком мало, чтобы обойтись без объяснения со стороны взрослого о том, как решить ту или иную задачу: научиться прыгать на скакалке, держать карандаш или играть в футбол. К тому же объяснение выполняет ещё и дисциплинирующую функцию: ребята приучаются сначала слушать, обдумывать, а уже потом действовать.

Во второй младшей группе разъяснения следует составлять на понятном для детей уровне (знакомые слова, предложения с простой синтаксической конструкцией и пр.). Если речь идёт об объяснении инструкций, например, правил игры, то воспитателю необходимо напоминать их суть каждый раз перед началом игровой деятельности и по возможности использовать один и тот же набор слов и предложений.

Объяснения сопровождают другие виды приёмов, в том числе и наглядные, когда, например, педагог разъясняет малышам изображённое на картинке

Беседа

Этот речевой приём для детей 3–4 лет может показаться неактуальным, но это не совсем так. Каждый, кто сталкивался с изучением иностранного языка, знает, что его усвоение происходит быстрее и качественнее, если обучающийся находится «в среде», то есть усваивает речь в непринуждённом общении, которое в 90% случаев осуществляется в диалогической форме. Рассматривая это условие в контексте детей второй младшей группы, активно усваивающих лексику родного языка и его грамматику, делаем вывод: если малышей включать в беседу, диалог, то освоение навыка правильной речи пойдёт быстрее.

В своей практике вводить приём беседы я начинаю постепенно, сначала предлагая детям отвечать на вопросы одним - двумя словами и со временем подводя их к составлению ответов из 1–2 предложений. К примеру, когда мы приступаем к изучению темы «Овощи» в начале учебного года, актуализацию имеющихся знаний, то есть вводный этап урока по ознакомлению с окружающим миром, я провожу в форме беседы по вопросам:

  • «Какого цвета огурец?»
  • «На что похож помидор?»
  • «Какой на вкус арбуз?»

При рассмотрении темы «Дом» после Нового года, когда дети уже вполне адаптировались к требованиям, условиям детского сада, ответы могут быть более развёрнутыми:

  • «Что мы называем домом?»
  • «Какая комната в вашем доме тебе нравится больше всего? Почему?»
  • «Что нужно делать, чтобы дом всегда радовал?»

Подготовленные вопросы может задавать не только сам педагог, но и хорошо говорящий и умеющий думать ребёнок

Рифмовки

Традиционно загадки и стихотворения рекомендуются методистами для мотивации малышей, чтобы «включить» их в работу, «переключив» при этом с другого вида активности. Рифмованные строки вызывают в детях любопытство, а если они требуют ещё и разгадывания, то пробуждают неподдельный азарт дать ответ быстрее товарищей.

При изучении темы «Мои ладошки» я начинаю занятие по рисованию с обсуждения того, что могут наши руки. При этом акцент делаю на теневой театр, который показываю руками, и каждого персонажа иллюстрирую загадкой:

  • Прыгун-трусишка:
    Хвост-коротышка,
    Глазки с косинкой,
    Ушки вдоль спинки,
    Одёжка в два цвета –
    На зиму, на лето (заяц).
  • Куст на голове, вот диво,
    Вырос, и таскать не лень.
    Стройный, гордый и красивый
    Благородный он… (олень).
  • Дружбу водит лишь с лисой,
    Этот зверь сердитый, злой.
    Он зубами щёлк да щёлк,
    Очень страшный серый… (волк).

Стихотворения также могут использоваться в плане на начальном этапе знакомства с темой, а на заключительном выполнять функцию закрепления материала. В процессе рассмотрения темы «Дружба» на занятии по Формированию целостной картины мира (ФЦКМ) мы с малышами знакомимся и учим стихотворение Ю. Энтина «Дружба»:

  • Дружит с солнцем ветерок,
    А роса - с травою.
    Дружит с бабочкой цветок,
    Дружим мы с тобою.
    Всё с друзьями пополам
    Поделить мы рады!
    Только ссориться друзьям
    Никогда не надо!

Загадки и стихотворения организуют внимание детей

Тематические сказки

Тема сказок в качестве приёма при составлении календарно-тематического планирования для детей 3–4 лет особенно актуальна. Такие сюжеты могут выступать в роли фундамента всего занятия, а также быть запоминающимся мотиватором при выполнении элементов режима дня. На своём опыте я убедилась, что сказки, подобранные или придуманные по теме:

  • вовлекают малышей в работу;
  • хорошо запоминаются, а значит, помогают усваивать материал;
  • являются отличной платформой для интеграции приёмов разных групп (например, наглядных, словесных и игровых).

На занятии по ФЦКМ своих воспитанников я знакомлю с понятиями «длиннее - короче» при помощи сказки «Длинный и короткий». Встретились как-то в лесу Котёнок и Зайчонок. Посмотрел Котёнок на ушастого и говорит: «Фу, какие у тебя уши некрасивые, большие!» А Зайчонок и отвечает: «Не большие, а длинные. И моя мама говорит, что они у меня такие длинные, что все в лесу завидуют. Любой шорох в лесу слышу, и убежать, если вдруг опасность, могу очень быстро». Котёнок смотрел-смотрел на Зайчонка и снова говорит: «А хвост-то, хвост! Такой маленький, что даже и не видно!» Зайчонок отвечает: «Не маленький, а короткий! Мне длинный хвост совсем ни к чему: бегать мешает». Тут с ветки отозвалась Белочка: «А у меня длинный хвост, он мне с ветки на ветку помогает прыгать». Зайчонку тоже захотелось похвастаться - он и говорит: «А у меня ноги длинные, я быстрее всех в лесу бегаю!» Котёнок очень удивился: «Кажется, что ты всё время спасаешься от кого-то!» «А что, - отвечает Зайчонок, - у меня в лесу врагов много!» Тут подходит к ним Ёж и говорит: «А у меня ножки короткие, если я опасность чую, то прижимаю их и сворачиваюсь колючим клубком». Послушал своих новых знакомых Котёнок и понял, что уши у Зайчонка не большие, а длинные, хвост - не маленький, а короткий, и что даны они природой в таком виде не просто так. Решил Котёнок дома расспросить маму, как внешний вид помогает животным в лесу и на ферме.

Прослушивание сказки мы завершаем беседой по вопросам:

  • «Какими Котёнку показались уши Зайчонка?»
  • «Зачем Зайчонку длинные ноги, Белочке длинный хвост?»
  • «Почему у Ёжика короткие ножки?»
  • «Что понял Котёнок после разговора с Зайчонком, Белочкой и Ёжиком?»

Это интересно. Короткие сказки по теме не должны быть перенасыщены сюжетными поворотами и количеством персонажей. Иначе ребята отвлекутся от темы и сути материала.

Рассказ может идти от первого лица, то есть от лица игрушки

Блок видов наглядности

Мир вокруг дети постигают через зрительный канал восприятия и тактильный контакт с объектами окружающего мира. Поэтому без наглядности на занятиях календарно-тематический план эффективным не будет. Педагог во все планируемые виды деятельности с детьми обязательно включает:

  • картинки с иллюстрациями сюжетов, схемами порядка выполнения упражнений, движений, гигиенических процедур;
  • показ, то есть педагог показывает, как нужно выполнять то или иное задание (обычно этот приём актуален для занятий творческими видами деятельности - создание рисунков, поделок из пластичных материалов, а также для знакомства и повторения игровых действий);
  • демонстрационные материалы (презентации, обучающие видео) по теме (например, на занятиях по ФЦКМ знакомство с приборами, окружающими нас в быту, можно начать с познавательного ролика).

Видео: познавательный ролик о бытовых приборах

https://youtube.com/watch?v=ZXupnetHfaM Video can’t be loaded: Бытовые приборы для детей. Познавательный мультик (https://youtube.com/watch?v=ZXupnetHfaM)

Блок практических способов взаимодействия

Дети лучше всего запоминают то, что осваивается ими практически. К этой группе приёмов принято относить:

  • рисунки;
  • поделки;
  • аппликации.

То есть творческие способы осмысления информации. Однако не менее важной является опытная деятельность, которая в планировании может называться «игры по экспериментированию». Эти опыты во второй младшей группе посвящены знакомству со свойствами воды, песка, воздуха, света.

К опытам с водой можно добавлять экспериментирование с мылом

Таблица: примеры опытов для второй младшей группы

Название Цели Суть
«Что такое снег» Познакомить малышей с разным состоянием воды (жидкость и лёд) С прогулки дети приносят в ведёрке снег и через некоторое время фиксируют его таяние и превращение в воду
«Волшебные отпечатки на песке»
  • Познакомить со свойством влажного песка принимать разную форму;
  • тренировать мелкую моторику
Дети делают отпечатки ладошек, формочек на влажном песке, а затем при помощи педагога дополняют образы камешками, веточками, чтобы получились узнаваемые картинки (листья, цветочки и пр.)
«Лови зайчика!» Познакомиться с естественным источником света - солнцем С помощью маленького зеркала педагог пускает по стене солнечного зайчика и предлагает детям его поймать. После чего объясняет малышам, что зайчик - это отражение луча солнца

Блок игр

Игровые приёмы в календарно-тематическом плане выполняют функцию организующего начала для всех видов активности. Познание, развитие и воспитание идут через игровые способы разработки тем. В связи с этим под тему и задачи урока в план вносится четыре вида игр. Поскольку практически в каждом из этих видов есть ещё несколько подвидов, рассмотрим общий набор игр.

Дидактические игровые приёмы

Обучающие игры вплетаются в структуру плана с целью:

  • познакомить детей с новым материалом;
  • автоматизировать, закрепить изученное (или отработать умение, навык).

Игры такого характера могут:


Таблица: примеры игр обучающего характера для детей 3–4 лет

Вид игры Наименование В чём цели Суть действий участников
Игры, опирающиеся на содержание
На развитие логического мышления «Спрячь фигуру в домик»
  • Закрепить названия геометрических фигур;
  • практиковаться в их назывании
Дети получают маленькие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и рамки с вырезанными под них формами. Задача малышей отправить фигурки «домой», называя каждую
Словесная «Позови мамочку»
  • Закреплять верное звукопроизношение;
  • работать над интонационной яркостью речи
Все малыши получают картинку с изображением детёныша обитателя фермы, двора или леса (котёнка, щенка, цыплёнка и т. д.). Дети «представляются», имитирую звуки, которые эти животные издают. Затем педагог демонстрирует картинку с изображением взрослой особи, а малыш с подходящим детёнышем отзывается
Сенсорная «Догадайся, что звучит»
  • Знакомить ребят с окружающими их звуками;
  • учиться определять предмет по его звучанию
Педагог показывает разные предметы (игрушку-пищалку, колокольчик, деревянные ложки и пр.) и демонстрирует звуки, которые они издают. Затем прячет предметы за ширму и звучит ими оттуда, а дети угадывают, что это
Музыкальная «Как бегают зверята»
  • Развивать у детей чувство ритма;
  • тренировать внимание
Педагог кулачками выстукивает ритм (как ходит медведь, заяц, кошка и др.), дети по очереди повторяют этот ритмический рисунок
Игры, которые отталкиваются от используемого материала
Настольно-печатная Лото
  • Отработать образование множественного числа существительных;
  • развивать внимательность и скорость реакции
Дети получают карточки с картинками, на которых изображены группы объектов (миски, коровы, дома и пр.). Педагог показывает картинку с одним предметом, ребёнок, у которого есть множественное число на карточке, должен сказать: «У меня … (миски, дома, собаки)». Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на карточке
Игра с предметами В младшем дошкольном возрасте это игры с игрушками и природным материалом. К примеру, на каштанах дети 3–4 лет могут отрабатывать счёт до 5
Интерактивная Игры, опирающиеся на компьютерные технологии. Например, дети вместе с виртуальным персонажем сортируют в три коробки овощи, фрукты и ягоды. Такой вид работы вносится в план работы с малышами 3–4 лет только в случае если программа ДОУ подразумевает знакомство с компьютером с первых лет обучения в детском саду

Блок подвижных игр

Двигательная энергия ребёнка должна иметь выход. Вот почему в календарно-тематическое планирование вне зависимости (!) от характера НОД включаются подвижные игры.

Подвижные игры проводятся не только на прогулке, они являются элементом переключения характера деятельности на всех занятиях

Таблица: виды подвижных игр для второй младшей группы

Над чем работаем Название игры В чём цели Содержание действий игроков
Бег, прыжки «Раз, два, три - беги!»
  • Тренировать скорость бега;
  • практиковаться в выполнении коллективных действий
Дети стоят возле педагога. Когда взрослый говорит: «Раз, два, три - к скамейке беги!», - дети бегом направляются к скамейке. Воспитатель называет разные объекты: дерево, дверь, забор и пр.
Ориентирование в пространстве «Акула и рыбки»
  • Тренировать бег;
  • учиться направленному движению в пространстве
Дети - рыбки разбегаются по площадке. По сигналу «Акула!» быстро направляются в «домик»: за черту, определённую натянутым канатом
Формирование ощущения равновесия «Хоровод водили»
  • Тренировать умение двигаться, не отпуская рук товарища;
  • отрабатывать навык приседаний
Малыши ведут хоровод, по сигналу взрослого приседают, не размыкая рук
Умение имитировать «Вороны и собачки»
  • Учить малышей имитировать движения и звуки животных;
  • отрабатывать умение передвигаться, не цепляя друг друга
Дети - «вороны» «летают» по участку (выполняют махи руками - «крыльями») и каркают. На слова: «Выходят собачки» «вороны» улетают, а «собачки» бегают и лают им вслед
Тренировка внимания «Такси»
  • Тренировать бег;
  • учиться быть чутким к партнёру по игре
Дети парами встают в хула-хуп. Один участник - «водитель», другой - «пассажир». По сигналу «такси» начинает своё движение в указанном направлении.
Примечание. Когда этот вариант игры будет усвоен хорошо, её можно разнообразить, добавив указание направления хода «такси»
Тренировка навыка передвигаться ползком «Мыши в кладовой»
  • Тренировать навык подлезания под верёвку;
  • отрабатывать умение действовать после условного знака
Дети - «мыши» находятся в своих «норках» на одной стороне комнаты. На другой натянута верёвка, за которой - «кладовая». По условному знаку «мыши» перебегают в «кладовую», подлезая под преграду в виде верёвки. Когда педагог говорит: «Кошка бежит!», «мышки», снова подлезая под верёвкой, возвращаются на свою территорию
Тренировка ловкости «Найди свой цвет»
  • Тренироваться выполнять движения по условному знаку;
  • проявлять внимательное отношение к ходу игры
В обручи, разложенные по площадке, ставится по одной кегле определённого цвета. Малыши командами стоят возле каждого из обручей. По сигналу малыши разбегаются. На слова «Найди свой цвет!» участники должны вернуться и найти «свой» обруч

Блок театрализованных игр

Игры, позволяющие проявить творческие способности, особенно нравятся младшим дошкольникам. Ведь в них через манеру речи, характер движений, использование мимики и жестов они могут продемонстрировать свой накопленный опыт наблюдения за окружающими взрослыми.

Постановка сюжетно-ролевых игр основывается на личном опыте детей

Таблица: виды театрализованных игр, используемых в планировании

Сюжетно-ролевые Драматизации Режиссёрские игры Пальчиковые упражнения
Суть Разыгрывание бытовых ситуаций Выполнение игровых действий по указке «режиссёра» Игровые действия определяются самим ребёнком. «Актёры» - игрушки, природный материал Игры, способствующие тренировке мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров
Пример На приёме у доктора, в кинотеатре, в автобусе Утренники, инсценировки сказочных сюжетов, сценок из художественных произведений Показ сюжетов персонажами фланелеграфа
  • Будем мы варить компот (левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание),
    Фруктов нужно много вот:
    Будем яблоки крошить (загибают пальчики начиная с большого),
    Грушу будем мы рубить,
    Отожмём лимонный сок,
    Слив положим на песок.
    Варим, варим мы компот (опять «варят» и «помешивают»),
    Угостим честной народ (развести руки в стороны)

Принципы написания плана занятий

Порядок составления любой документации в ДОУ регламентируется ФГОС. Относительно написания календарно-тематического плана требования Стандарта заключаются в:

  • обязательном наличии первого листа, на котором указаны наименование учреждения, возрастная категория детей, образовательная программа, практикуемая в ДОУ, ФИО педагога, а также даты начала и завершения работы по плану;
  • составлении списка воспитанников в алфавитном порядке с пометками о датах рождения;
  • написании перечня режимных мероприятий в группе (по видам активности - зарядка, приём пищи и пр. – с указанием временного промежутка);
  • приложении графика ежедневных занятий на неделе;
  • планировании образовательной деятельности с определением даты, темы, списка видов активности детей, целями и оборудованием для каждого вида работы, ожидаемыми результатами, то есть успехами в познавательной и эмоциональной сферах развития личности ребёнка;
  • выделении отдельного листа для пометок проверяющих (например, старшего воспитателя).

Это интересно. Указание ожидаемых результатов включается в планирование с того момента, как ДОУ начали работать по ФГОС.

Календарно-тематический план обязательно проверяется методистом перед анализом открытого занятия

Таблица: образец составления плана по развитию речи для группы детей 3–4 лет, автор О.В. Черненко (фрагмент)

Дата Тема занятия Цели занятия Комплекс пальчиковой гимнастики Лексическая тема
Сентябрь
3 Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Чёрного «Приставалка»
  • Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры);
  • помочь малышам поверить в то, что каждый из них - замечательный ребёнок, и взрослые его любят
Вышел дождик погулять Осень
10 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской) Весёлые капельки Осень
17 Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»
  • Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах);
  • активизация в речи детей обобщающих слов
Осенние листья Осень
24 Звуковая культура речи: звук у
  • Упражнять детей в чёткой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях);
  • отрабатывать плавный выдох;
  • пoбyждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью
Осенний букет Осень

Таблица: пример составления календарно-тематического плана по ФЦКМ для детей 3–4 лет, автор Н.Б. Иванова (фрагмент)

Дата Тема Тема ОД Цели План занятия Интеграция областей
Январь
6 Зимние каникулы Деревянный брусочек Цели:
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, не тонет);
  • учить выделять признаки дерева
  1. Организационный момент.
  2. Презентация о свойствах деревянных изделий.
  3. Экспериментирование с деревянными брусочками.
  4. Итог.
13 Зимние
каникулы
В январе, в январе, много снега во дворе Цели:
  • уточнять знания детей о зимних явлениях природы;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей природе;
  • обогащать и активизировать словарный запас
  1. Вводное слово.
  2. Беседа о свойствах снега.
  3. Экспериментирование со снегом.
  4. Дидактическая игра «Что изменилось?»
  5. Итог.
  • «Социализация»;
  • «Физическая культура»;
  • «Здоровье»;
  • «Художественное творчество»;
  • «Познание»
20 Неделя вежливости Приключения в комнате Цель: продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё)
  1. Вводное слово.
  2. Дидактическая игра «Угадай, что это?»
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Помоги маме».
  5. Итог.
  • «Социализация»;
  • «Физическая культура»;
  • «Здоровье»;
  • «Художественное творчество»;
  • «Познание»
27 Сильные и ловкие Радио Цели:
  • побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру);
  • учиться определять слово для группы предметов
  1. Организационный момент.
  2. Дидактическая игра «Составь одежду».
  3. Физкультминутка.
  4. Игра «Радио».
  5. Итог.
  • «Социализация»;
  • «Физическая культура»;
  • «Здоровье»;
  • «Художественное творчество»;
  • «Познание

Структурирование образовательной работы в ДОУ позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, систематизировать способы взаимодействия с детьми, что, в свою очередь, является важным условием успешного выполнения программы дошкольного образования. Стадии осуществления последней можно увидеть в процессе разработки календарно-тематического плана, который составляется с учётом требований ФГОС к написанию такого рода документации и отражает принцип преемственности в работе с разными возрастными группами.

Поделитесь с друзьями!

Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Планирование по теме «Мой детский сад» во второй младшей группе

Тема : «Мой детский сад »

Цель : Вызвать у детей радость от нахождения в детском саду : развивать представление детей о детском саде , как ближайшем социокультурном окружении : о сотрудниках детского сада , предметном окружении, о правилах поведения в ДОУ; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, между детьми и сотрудниками детского сада ; способствовать установлению эмоционального контакта, формированию мотивации на взаимодействие путем вовлечения детей в совместную деятельность.

Итоговое мероприятие : Развлечение «Хорошо у нас в саду» , Фотоальбом «Наш любимый детский сад » .

Утро Ситуативный разговор на тему «Что мы любим делать в детском саду » . Цель : формировать у детей навык слушать собеседника, Дидактическая игра : «Путешествие по группе » Цель : познакомить детей с группой , предметами и уголками, находящимися в группе , учить излагать свои мысли. Индивидуальная работа : «Скажи наоборот» Цель : продолжать развивать усидчивость, выносливость. (Мирослав, Анюта, Серафим) . Утренняя гимнастика.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Цель : закрепить знания о труде няни (моет, расставляет посуду) ; формировать желание помогать взрослым. Работа с парными картинками «На что это похоже? Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Побуждать детей играть в разнообразные игры.

НОД 1. Рисование.

Тема : «Наша красивая группа »

Цель : познакомить детей с кистью, гуашью, водой и бумагой.

Способствовать развитию замечать настроение, царящее в группе , и отображать его в красках. Предоставить детям самостоятельный выбор цвета. Развивать желание рисовать кистью.

Способы : словесный (беседа, практический (работа с гуашью) .

Средства : Альбомный лист, гуашь, салфетки

2. Чтение художественной литературы.

Тема : «Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» . Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

Цель : помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» , развивать способность понимать содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы. Вызвать сочувствие к зайчишке, воспитывать заботливое отношение к животным.

Способы : словесный (чтение стихотворения, пересказ детей, заучивание стихотворения

Средства : стихотворение А. Блока «Зайчик» , стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»

Прогулка

Наблюдение : За участком детского сада

Цель : обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками, которые находятся на территории детского сада .

Трудовая деятельность : Поливание песка для игры. Цель : формировать умение соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым

Подвижная игра : «Найди свой домик»

Цель : воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному всей группой .

Дидактическая игра : «Что изменилось?» Цель : Развивать память, наблюдательность, внимание.

Экскурсия по детскому саду «Встреча с замечательными людьми» Цель : закрепить знания детей об окружающих их людей. Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор о том, как мне нравится в саду. Цель : развивать у детей умение рассуждать и выражать свои мысли об увиденном. Работа в познавательном центре : Мозаика - игра на формирование мелкой моторики. Внесение настольно-печатной игры «Лото» .

Прогулка вечером

Наблюдение за птицами. Цель : формировать у детей общие представления о птицах, познакомить с отдельными видами птиц. Подвижная игра «Бегите к флажку» . Цель : развивать способность у детей выполнять игровые действия, ориентироваться в пространстве. Формировать умение правильно выполнять основные движения при беге. Беседа «Мы всегда играем дружно» . Цель : воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать чувство эмпатии, формировать элементарные навыки разрешения спорных ситуаций.

Утро Ситуативный разговор «Как вести себя за столом» . Цель : воспитывать культуру поведения за столом.

Дидактическая игра : «Подбери по цвету» Цель : закреплять представления о четырех цветах. Учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета.

Конструирование из деталей деревянного конструктора. Цель : развивать конструктивные способности детей.

Индивидуальная работа : Словесная игра «Так бывает или нет?» - развитие логического мышления. (Катя, Костя, Полина. М) . Утренняя гимнастика.

Ситуативный разговор о правилах поведения в группе . Цель : воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, способствовать установлению эмоционального контакта.

Воспитание культурно – гигиенических навыков : Проговаривание потешки «Водичка, водичка умой мое личико» - во время умывания. Игра по мотивам сказки «Репка» . Самостоятельные игры с фигурками настольного театра.

Рисование «Мои любимые игрушки»

НОД 1. Музыкальная деятельность. (см. приложение музыкального руководителя)

2. Конструирование

Тема : «Башня» .

Цель : закрепить умение детей накладывать детали наращивая постройку в высоту (4-5 деталей, подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. Развивать речевую активность

Способы : словесный (беседа, объяснение) наглядный (рассматривание) .

Средства : деревянный конструктор.

3. Физическая культура. (см. приложение физ. инструктора)

Прогулка Наблюдения : Наблюдение за росой.

Цель : познакомить детей с таким природным явлением, как роса.

Дидактическая игра «На каком цветке лежит роса?» - описать предложенный цветок.

Цель : развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.

Пальчиковая игра «Цветы»

Подвижная игра : «Воробушки и автомобиль» . Цель : способствовать развитию детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Трудовая деятельность : Очистить песочницу от листвы. Цель : формировать умение детей помогать взрослым и уважать труд дворника.

Вечер Индивидуальная работа по звуковой культуре речи с Костей. М, Мирославом. З, Арсением. С : «Воздушный шар» Цель : активизировать в речи звук «ш» .

Трудовая деятельность : Учить Сашу. С. протирать листочки фикуса. Цель : воспитывать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым. Гимнастика после сна.

Формирование культурно – гигиенических навыков : Игровая ситуация : «Покажем мишке где лежат наши вещи» . Цель : формировать у детей умение быть аккуратными со своими вещами. Разучивание потешки «Зайка Егорка» Цель : развивать произвольную память, речь. Создание ситуации по экспериментальной деятельности «Песок теплый. Я ощущаю песчинки, а что ощущаете вы?» (организация опыта с песком)

Прогулка вечером Наблюдение за небом. Цель : формировать умение у детей отмечать, что небо синее, по нему медленно плывут белые облака. Самостоятельная деятельность с выносным оборудованием.

Подвижная игра «Ловишки» . Цель : упражнять детей в беге, развивать умение сохранять заданное направление движения.

Игры-эксперименты с песком «Из какого песка можно строить, почему?» Цель : познакомить детей со свойствами песка, формировать с элементарными навыками экспериментирования.

Евгения Эпп
Тематическое планирование «Зимние виды спорта» во второй младшей группе

14-18 Зимние виды спорта .

Материалы и оборудование : изображения ледяных дорожек, краски, цветная

бумага, клей, геометрические фигуры «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира; элементарных математических представлений , «Речевое развитие» ,

«Художественно-эстетическое развитие» Цели : знакомить с зимними видами спорта , формировать представления о безопасном поведении зимой.

Целевые ориентиры : имеет потребность в двигательной активности : проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности; проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях; интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами; активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения; готов соблюдать элементарные правила в совместных играх; использует разные способы исследования предметов, включая простейшие опыты; способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Игровая. Подвижные сюжетные игры «Мы фигуристы (лыжники, хоккеисты

и т. п.)» с выполнением имитационных движений.

Двигательная. Подвижная игра «Козлята и волк» (закрепление понятий «один» и «много» ); игровое упражнение .

Изобразительная. Рисование «Украсим дымковскую уточку» , аппликация «Красивая салфеточка» , рисование по замыслу, лепка .

Коммуникативная. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Элементарная трудовая. Познавательно-исследовательская. Дидактическая игра «Один и много» , игровое упражнение «Найди такую же фигуру» .

Музыкальная.

Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»

Прием детей Утренняя

прогулка Возвращение

с прогулки Вторая

половина дня Вечерняя

Труд в уголке природы

Учить действовать в соответствии с указанием, быстро выполнять просьбу взрослого, доводить дело до конца.

Утренняя гимнастика

Комплекс 10

«Мы - сильные»

совершенствовать к. г. н., совершенствовать простейшие навыки поведения во время умывания. "Сиди за столом правильно"

Беседа на тему недели

Зимние виды спорта

знакомить с зимними видами спорта ,

2. Ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с природой.

Тема : Теремок.

Цель : Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности Наблюдение в природе

Обратить внимание детей на то, что на деревьях лежит снег, он белого цвета, мягкий пушистый. Формировать представление о времени года – зиме.

Индивидуальная работа по ЗКР

Дидактическое упражнение «Вставь словечко» , упражнения на развитие звуковой культуры речи (звуки

Подвижная игра

«Козлята и волк» (закрепление понятий «один» и «много» )

Сюжетно – ролевая игра

"В магазине"Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца.

Минутка безопасности

развивать чувство безопасности и самосохранение; воспитывать бережное отношение к предметам, аккуратность

«Наизусть 4 строчки» Идёт котик по лавочке

Ведёт кошечку за лапочки

Топы-топы по лавочке

Цапы-цапы за лапочки.

Индивидуальная работа по ФЭМП

Дидактическая игра «Один и много» Гимнастика после сна

Комплекс №10

«Потягивание»

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»

Настольно – печатные игры по развитию речи

«Догадайся, что звучит»

Цель : Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Индивидуальная работа по Аппликация

«Красивая салфеточка»

Сюжетно – ролевая игра

«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей Наблюдение

формировать элементарные представления о зимних

Подвижная игра

«Перепрыгнем через ледяную дорожку» (сравнение дорожек по ширине) .

«Громко - тихо»

Работа с родителями

Консультация

«Как приобщить ребенка

к спорту ?» обратить внимание на празднично украшенное село, детский сад

Вторник 15 .01.2019г.

Прием детей Утренняя

прогулка Возвращение

с прогулки Вторая

половина дня Вечерняя

прогулка Национальный компонент

Настольные игры (Мозайка, шнуровка)

Хороводная игра «Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.

Утренняя гимнастика

Комплекс 10

«Мы - сильные»

1. Физическая культура

Цель : Упражнять в умении действовать по сигналу воспитателя в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча друг другу; повторить упражнение в ползании, развивая координацию движений.

2. Рисование

Тема : Украсим рукавичку-домик.

Цель : Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка» , создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую краску. Наблюдение в природе

Наблюдение за птицами, кормление птиц – воспитывать заботливое отношение к птицам.

Подвижная игра

«Перешагни через палку» - упражнять детей в перешагивание через предмет

Трудовая деятельность

Познакомить детей с трудом помощника воспитателя. Закрепить название предметов и орудий труда. Воспитывать уважение к труду взрослых Индивидуальная работа по сенсорике (цвет, форма, величина «Подбери матрешке платье» Развивать умение сравнивать предметы по размеру Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию Воспитание КГН

"Я - хороший"

Индивидуальная работа по развитию речи

«Кто внимательный?» - развивать остроту слуха, умение воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят.

Сюжетно – ролевая игра

"В парикмахерской"

Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать) .

Гимнастика после сна

Комплекс №10

«Потягивание»

Чтение книг, рассматривание иллюстраций

«Волк и козлята»

Минутка безопасности соблюдать элементарные правила в совместных играх; использует разные способы исследования предметов

Индивидуальная работа по ИЗО

Рисование «Украсим дымковскую уточку» , Наблюдение

Формировать элементарные представления о зимних изменениях в природе, развивать речь, умение отвечать на вопросы.

Хороводная игра

«Ровным кругом»

Настольные игры по ФЭМП

» «Найди пару» Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур. Сравни, подбери, одинаковый, разный, дополни, найди пару, сравни.

Трудовые поручения; закрепить знания детей о местонахождении разных игрушек, умение убирать их на свои места и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Среда 16.01.2019г.

Прием детей

Утренняя

прогулка Возвращение

с прогулки Вторая

половина дня Вечерняя

прогулка Национальный компонент

Сюжетно – ролевая игра

Игровые ситуации : «Сервируем стол»

Утренняя гимнастика

Комплекс 10

«Мы - сильные»

Пальчиковая игра

«Капустка» .

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

2. Развитие речи

Тема : Звуковая культура речи : звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» .

Цель : Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

Наблюдение за трудом взрослых

«Наблюдать за трудом дворника

Подвижная игра

«Зайка беленький сидит» - учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.

Индивидуальная работа

по физкультуре

Индивидуальная работа по ЗКР «Часы тикают» - развивать звукопроизношение, голосовой аппарат, закреплять правильное произношение звуков «к» , «т» , «ть» . Вырабатывать умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Минутка безопасности

Продолжать формировать понятие «Витамины» и учить называть их

Воспитание КГН

формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться)

«Наизусть 4 строчки»

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Детке улыбаемся.

Гимнастика после сна

Комплекс №10

«Потягивание»

Чтение книг, рассматривание иллюстраций

Д. Мамин «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ;

Индивидуальная работа по ИЗО

рисование по замыслу, лепка «Вкусные гостинцы на день рождения мишки» .

Сюжетно – ролевая игра

«На приеме у врача»

Цель : Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход : Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

Наблюдение за снегопадом – формировать представления о зимних погодных явлениях , расширять кругозор детей, активизировать словарь : «снег» , «снежинки» , «зима» , «красиво» , «холодно» .

Настольно – печатные игры по ознакомлению с окружающим миром

"Моя семья" Цель : Закрепить знания о членах семьи, умение называть их имена.

Строительные игры

«Горка с лесенками»

Задачи : совершенствовать элементарные конструкторские навыки; расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.

Хороводная игра

«Раздувайся, пузырь»

Рассматривание фотографий с достопримечательностями села

Четверг 17.01.2019г.

Прием детей

Утренняя

прогулка Возвращение

с прогулки Вторая

половина дня Вечерняя

прогулка Национальный компонент

«Утро загадок»

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Утренняя гимнастика

Комплекс 10

«Мы - сильные»

Игры со строительным материалом

«Автомобиль»

Задачи : формировать умение выполнять постройку по образцу; совершенствовать конструкторские навыки; воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

1. Физическая культура Цель : Продолжать упражнять в умении действовать по сигналу воспитателя в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча друг другу; повторить упражнение в ползании, развивая координацию движений. 2. Лепка Тема : Лепешки, большие и маленькие. Цель : Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина; раскатывать комочки пластилина круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Наблюдение

за птицами, кормление птиц – воспитывать заботливое отношение к птицам

Трудовая деятельность

Приучать убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Учить работать совместно с взрослым и товарищем, целенаправленно действовать, видеть конечный результат. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.

Подвижная игра с прыжками

«Снежинки и ветер» - учить действовать по сигналу.

формирование элементарных представлений о том, что хорошо, что плохо.

Индивидуальная работа по ЗКР

«Олины помощники» - учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно - ласкательные формы существительных.

Наизусть 4 строчки»

«Стучит, бренчит по улице…»

Сюжетно – ролевая игра

«Кукла в детском саду умывается» Цель : Активизировать и развивать речь детей, закреплять гигиенические навыки детей.

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим"Какую одежду носят зимой"

Цель : формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Гимнастика после сна

Комплекс №10

«Потягивание»

Продолжать совершенствовать навыки личной гигиены у детей. Воспитывать бережное отношение к себе и другим.

Индивидуальная работа по ФЭМП

«Волшебные круги» Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. Один, много, большой, маленький, сравни

Индивидуальная работа по ИЗО

Раскрась уточку

Индивидуальная работа по музыке Танец «Мы весёлые матрешки»

Наблюдение в природе

за одеждой прохожих. Почему люди так тепло оделись? – продолжать формировать представление детей о том, что зимой холодно.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций

«Зайкина избушка»

Подвижная игра

«Перебежки – догонялки» - учить согласовывать свои действия с действиями товарища.

Пятница 18.01.2019г.

Прием детей

Утренняя

прогулка Возвращение

с прогулки Вторая

половина дня Вечерняя

прогулка Национальный компонент

Беседа с родителями

Эффективные средства и методы закаливания

Пальчиковые игры

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Утренняя гимнастика

Комплекс 10

«Мы - сильные»

Итоговая беседа на тему недели

формировать представления о безопасном поведении зимой

Цель : Познакомить с треугольником : учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий-узкий, шире-уже, одинаковые по ширине.

2 Физическая культура (на улице)

Цель : закреплять ходьбу по одному, с выполнением заданий, упражнять в беге, прыжках, развивать физические качества Наблюдение в природе

Воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать желание помогать птицам зимой

Хороводная игра

«Большая карусель»

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал

Трудовая деятельность

«Сделай, что скажу» , «Научим зайку убираться» ,

Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад для цыплят» Цель : Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел

«Наизусть 4 строчки»

«Где мой пальчик?»

Нормы и правила взаимоотношений. "Как правильно мыть руки"

Минутка безопасности

«Если ты потерялся»

Цель : продолжать учить детей ориентироваться на местности, развивать память и внимание, закреплять ранние полученные знания.

Индивидуальная работа по сенсорике (цвет, форма, величина

«Цвет и форма» Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. Одинаковые, разные, подбери, сравни. 4 Ознакомление с формой предметов

Гимнастика после сна

Комплекс №10

«Потягивание»

Вечер сказок» (чтение, рассказывание, видео)

«Петушок и бобовое зернышко»

Настольно – печатные игры (лото, домино)

Хороводная игра

«Зайка шел» обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях

Индивидуальная работа по ИЗО

Круглое и овльное. Учить рисовать круглые предметы Наблюдение за играми старших дошкольников – закреплять правила поведения во время прогулки.

Свободная художественная деятельность детей

Рисование

по замыслу

Учить самостоятельно задумывать содержание рисунка.

Воспитывать желание рассматривать

рисунки и радоваться им

Сюжетно – ролевая игра

"Приходите в гости к нам" Цель : Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками).

Подвижная игра

«Мама-воробьиха» - учить выполнять движения по сигналу.

Индивидуальная работа по музыке «Где позвонили?» - развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями Родительское собрание

«Первые проявления творчества малышей»

Март, 1-я неделя.

Тема: ЧУДЕСА, ФОКУСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Цель : Создание условий для экспериментально – исследовательской деятельности с водой, песком, воздухом через социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Итоговое мероприятие: Рисование «Красивый коврик» (коллективная работа)

Понедельник, 27.02

Утро

Беседа: Солнце - источник чудесных перевоплощений в природе. Чудеса своими руками.

ЦЕЛЬ: Ознакомить детей с новым стихотворением о солнышке, помочь в понимании; способствовать развитию мелкой моторике рук.

Пальчиковая игра: " Солнышко, солнышко"

П/и " Ровным кругом."

Д/И «Лучики для солнышка» (прищепки)

Цель: развитие моторики рук, закреплять желтый цвет.

Культура еды, правила этикета. Самообслуживание. Дежурство.

Мзыкальная

деятельность

По конспекту преподавателя

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

Тема: «Что лучше: бумага или ткань?».

Программное содержание: Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалами, из которого изготовлен предмет и способ использования предмета.

Материал: Кукла Даша из ткани, кукла Маша из бумаги; образцы тканей и бумаги; ёмкость с водой; утюг, бумажные платья.

(О.В. Дыбина, Ознакомление с предметным и социальным окружением, стр. 46).

Утренняя

прогулка

Наблюдение за природой и её сезонными изменениями.

Тема: Двигательная активность детей, физическое совершенствование. Трудовое воспитание посредствам игры.

Цель: Развивать интерес, любознательность. Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности. Обучать нахождению заданных предметов.

Беседа о том, что солнышко волшебное, оно все вокруг согревает своими лучами. Игра-ситуация: "Солнечные зайчики". Дидактическая игра: "Хорошо - плохо".

Вторая половина

дня

Организация питания. Подготовка к обеду, обед. Элементарные навыки поведения за столом. Самообслуживание. Дежурство.

Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». Чтение перед сном сказки «Кто колечко найдёт?» С. Маршак Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

Подготовка к полднику, полдник. Соблюдения гигиенических норм. Самообслуживание.

Развитие конструктивных способностей.

Цель: Развивать у детей конструктивных способностей, знания о геометрических фигурах.

Дидактические игры с геометрическими фигурами.: "Сложи солнышко", "Большое и маленькое солнышко", "Сложи цветочек".

Опыты с воздушным шариком.

Д/И «Поручение»

Цель: Развивать умение находить заданные предметы, выполнять соответствующие действия, сопровождающихся речью. Вовлекать в коллективный труд малоактивных, робких детей.

Слушание «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера

Чтение стихотворения Г. Бойко "Солнышко"

П / и " Лягушки."

Вечерняя

прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Накопление и обогащение познавательного опыта. Повторения времени суток.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

Помощь воспитателя в отработке навыков самообслуживания.

Работа с родителями: Беседа «Как развивать познавательные интересы ребенка?»

Вторник, 28.02.

Утро

Прием детей получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание. Здоровый образ жизни; хорошее настроение.

Беседа: Окружающий мир, социальные отношения. "Чудеса своими руками! На машине - в детский сад". Экспериментирование. "Неживая природа. Воздух".

Цель: Расширять знания об окружающем; развивать конструктивные навыке и способности; объединять детей общим делом. Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух; помочь сделать фокус: обнаружить воздух. Беседа о воздухе.

Игра-эксперимент с соломинкой.

Д/И « Найди по описанию»

Задачи. Развивать внимание, слух.

П/и «Где звенит колокольчик?»

Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).

Подготовка к завтраку, завтрак.

Физическая

культура

По конспекту преподавателя

Развитие речи

Тема: Чтение и драматизация русской народной сказки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин по выбору педагога.

Цель: Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено.

(В.В. Гербова, Развитие речи в детском саду, стр. 73)

Утренняя

прогулка

Наблюдение за снегом

Цель : продолжать знакомить детей с природным явлением -снегом.

Труд : Расчистка дорожки, запорошенной снегом. Цель : учить правильно пользоваться лопаткой, доводить начатое дело до конца. С/р игра «Строители»

П/и « Кто быстрее добежит до флажка?» .

Цель : учить при беге преодолевать препятствия.

Вторая половина

дня

Организация питания. Подготовка к обеду, обед. Формировать умение накрывать стол к обеду. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Самообслуживание.

Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». Чтение перед сном. Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

Подготовка к полднику, полдник.

Экспериментирование. "Неживая природа. Воздух". Игры с воздушным шариком и соломинкой.

Цель: Ознакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух; помочь сделать фокус - обнаружить воздух.

Задачи: Беседа о воздухе. Игра - эксперимент с соломинкой и шариком.

П/И «У медведя во бору»

Рисование «Мячи».

Цель: Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины; знания цветов. Развивать образные представления, воображение.

Чтение худ. литературы К. Чуковского «Муха-цокотуха»

Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену»

Цель: Подвести к выводу о том, что мыло пенится.

Д/И « Найди по описанию»

Вечерняя

прогулка

Накопление и обогащение двигательного и познавательного опыта детей.

Цель: Стимулировать познавательную, речевую, двигательную активность детей.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

Цель: расширять представления детей о сезонных и погодных особенностях весны. Развивать интерес к художественному слову, совместно играть в подвижную игру, соблюдая правила, самостоятельно одеваться на прогулку.

Работа с родителями: «Экспериментирование вашего ребенка»

Среда, 01.03.

Утро

Прием детей на участке, получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание. Здоровый образ жизни; хорошее настроение.

«Фокусы и чудеса своими руками. Картины на песке. "Чудесное превращение круга и квадрата".

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать воображение детей.

Игровое упражнение:«Преврати круг в солнышко, часы, яблоко, мяч, колесо, лицо, и т.д. Преврати квадрат в дом, сумку, часы, телевизор…»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать воображение детей.

П/И по выбору детей.

Д/И «Найди такую же»

Цель: Развивать умение отыскивать предметы определенного цвета, рассказывать о них, комментировать свои действия.

Пальчиковая игра "Сорока-ворона"

Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).

Подготовка к завтраку, завтрак.

Здоровый образ жизни. Самообслуживание. Беседа о культурно-гигиенических навыках.

Физическая культура (улица)

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность (ФЭМП)

Тема: Больше – меньше, столько – сколько, поровну.

Программное содержание: продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами Больше – меньше,

столько – сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Демонстрационный материал: фланелеграф, контурные изображения котят и корзинок, геометрические фигуры разной величины и разного цвета, поднос.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, мишки и геометрические фигуры разной величины и цвета.

(И.А. Помораева, Формирование элементарных математических представлений, стр. 33).

Утренняя

прогулка

Наблюдение за ветром

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением. Определять направление ветра и его силу

П/И «Меткая рука» -метание снежков в цель, взаимодействие со сверстниками

Труд – помощь воспитателю в создании горки

Худ. слово – «Снег кружится» Барто.

Проблемная ситуация: «Игрушка потерялась в снеге, ее надо найти, копая лопаткой».

Цель: Развивать наблюдательный интерес, умение сплачиваться с совместных действиях. Совершенствовать физические навыки.

Речевая игра «Тихо-громко»

Вторая половина

дня

Организация питания. Подготовка к обеду.

Чтение потешки «Кран, откройся»! Нос, умойся!!!»

Цель: способствовать развитию КГН, умению слушать новую потешку, выполнять движения в соответствии с текстом. Самообслуживание. Дежурство.

Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». «Тихо, тихо – сон идет». Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

Воздушные и водные процедуры. Гимнастика после сна комплекс упражнений 4-й «Я на солнышке лежу» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 2, стр. 325).

Подготовка к полднику. Полдник. Соблюдения гигиенических норм.

Создание условий для сюжетно-ролевой игры.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Цель: Развивать органы осязания детей, извоображение; усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счёт использования различных предметов, воспитывать желание играть в совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Чтение худ литературы «Лесной мишка и проказница мышка». Рассматривание иллюстраций.

Цель: приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать знакомые художественные произведения, развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации к сказке.

Познание в быту. Первые открытия. «Вода везде - и в кране, и в еде!».

Цель: развивать мышление детей, любознательность, познавательные интересы.

Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели»

Цель: Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в манке.

Д/И "Соедини по точкам",

П/И «наседка и цыплята»

Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего

Вечерняя

прогулка

Накопление и обогащение знаний детей о свойствах снега. .

Пальчиковая игра «Ладушки», Совушка-сова»…

Задачи. Воспитывать умение слушать, следить за развитием действия в пальчиковой игре, выполнять движения по показу воспитателя; развивать внимательность.

П/И « Шли, шли и нашли»

Задачи. Упражнять в прыжках на двух ногах, подбрасывании мяча двумя руками.

Работа с родителями: Беседа«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Четверг, 02.03.

Утро

Прием и осмотр детей, получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание.

Фокусы и чудеса. Свет, цвет. Исследование «Что в коробке?»

Цель: Ознакомить со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа); продемонстрировать неспособность света проходить через непрозрачные предметы.

Д/И «Каждой игрушке свое место»

Задачи. Приучать поддерживать порядок в игровом уголке.

П/И «Мыши и кот»

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).

Подготовка к завтраку, завтрак.

Культурно-гигиенические нормы. Правила этикета. Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца. "Вот какое чистое личико лучистое!". Самообслуживание. Дежурство.

Музыкальная

деятельность

По конспекту преподавателя.

Изобразительная

деятельность

(рисование)

Тема: Рисование «Красивый коврик» - коллективная работа.

Программное содержание: Упражнять детей в рисовании линий разного характера (прямых, наклонных, волнистых и др.).учить пересекать линии; украшать квадратный лист бумаги разноцветными линиями, проведенными в разных направлениях. Вызывать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Материалы:Цветные карандаши (фломастеры), квадратные листы бумаги (сторона 10 см) – по 2-3 листа на каждого ребенка.

(Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, стр. 95)

Утренняя

прогулка

Наблюдение за облаками – рассмотреть разнообразие облаков.

Весенняя природа как средство развития двигательной активности детей, познавательных интересов.

Подвижная игра : «Прятки».

Цель: Поощрять участие детей в совместных играх; развивать внимательность, наблюдательность, познавательные интересы. Способствовать формированию положительных эмоций.

Иры- опыты Окрашивание воды.

Цель: Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная); подвести к пониманию, что вода может изменить цвет; развивать речь детей, активизировать словарь (бесцветная, разноцветная, жидкость, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой.

Вторая половина

дня

Подготовка к обеду, обед. Культура еды, расширение представлений о предметном мире «Посуда». Самообслуживание. Потешка «А у нас есть ложка, волшебная немножко…».Формировать элементарные навыки поведения за столом. Дежурство.

Подготовка ко сну. Чтение (повторно) перед сном сказки «Федорино горе» К. Чуковский. Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

Гимнастика после сна комплекс упражнений 4-й «Я на солнышке лежу» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 2, стр. 325).

Подготовка к полднику. Полдник. Соблюдения гигиенических норм. Самообслуживание.

Аппликация «Красивые чашки для волшебницы-воды»

Цель: Учить наклеивать готовые формы в определенной

последовательности

П/И« Найди свой цвет»

Чтение худ лит-ры Сутеев «Бабушкин огород»

Эксперимент «Мыло-фокусник»

Цель: Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

Пальчиковая игра «Стирка»

Вечерняя

прогулка

Наблюдение за сезонными и погодными изменениями.

Игра-экспериментирование «Что в пакете?»

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования «Неживая природа. Воздух»

Цель: Развивать умение выдвигать гипотезы и делать выводы; помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

Развитие движений, интереса к подвижным играм.

Подвижная игра «Воробышки и вороны».

Цель: расширять представления детей о сезонных и погодных особенностях весны.

Работа с родителями: Папка – передвижка «Элементарные опыты для малышей»

Пятница, 03.03.

Утро

Прием и осмотр детей, получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание.

Фокусы и чудеса. Эксперимент: «Прокати шарик».

Цель: ознакомить детей с законом движения теля по наклонной и по прямой; развивать наблюдательность, смекалку.

Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность.

Настольная игра «Чей малыш?»

Пальчиковая игра "Солнышко"

П/И «Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).

Подготовка к завтраку, завтрак.

Культурно-гигиенические нормы. Самообслуживание «вся природа проснулась ото сна, давайте и мы умоемся». Правила этикета. Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца.

Двигательная

деятельность

По конспекту преподавателя

Изобразительная

деятельность

(лепка/ аппликация)

Тема: Лепка «Красивая птичка».

Программное содержание: Учить детей лепить предмет, состоящие из нескольких частей. Закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик), умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной игрушки.

Материалы: игрушечная птичка, пластилин, доски.

(Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, стр. 94).

Утренняя

прогулка

Наблюдение за деревьями – развить наблюдательность, учить исследовать природные явление

Эксперимент «Послушный ветерок».

Рассказ воспитателя о ветре, силе ветра. Наблюдение за ветром.

Цель: Обратить внимание детей на изменения, произошедшие в природе; ознакомить с одним из свойств воздуха – воздушный поток может менять силу, развивать умение правильно дышать, смекалку и наблюдательность.

Подвижная игра «Кот и воробушки».

Цель: Учить детей самостоятельно одеваться на прогулку, выполнять трудовое поручение, развивать речевые и двигательные навыки, формировать умение самостоятельно выполнять поручение.

Индивидуальная работа: дыхательные упражнения «Ветерок», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Пальчиковая ига "Семья"

Вторая половина

дня

Организация питания. Подготовка к обеду, обед. Культура еды, элементарные правила поведения за столом "Дуем – остужаем, как легкий ветерок". Самообслуживание. Дежурство.

Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». Чтение пред сном сказки "По щучьему веленью" А. Толстой. Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.

Гимнастика после сна комплекс упражнений 4-й «Я на солнышке лежу» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 2, стр. 325).

Подготовка к полднику, полдник. Соблюдения гигиенических норм.

Создание радостного настроения, атмосферы общего веселья.

Эксперимент "Мыло-фокусник".

Цель: ознакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

Чтение худ. литературы «Волк и семеро козлят» (в обр. А. Толстого)

Д/И «Кто в теремочке живёт?»

П/И «Найди свой цвет»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость

Прослушивание музыки.

Вечерняя

прогулка

Наблюдение за сезонными, погодными изменениями.

Накопление и обогащения двигательного опыта детей.

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования «Неживая природа. Звук». Беседа о звуках.

Цель: обучать умению определять предмет по издаваемому звуку. Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

Цель: расширять представления детей о сезонных и погодных особенностях весны. Развивать интерес к художественному слову, совместно играть в подвижную игру, соблюдая правила, самостоятельно одеваться на прогулку.

Работа с родителями : «Какой труд доступен детям».