Эффективность взаимодействия с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса зависит не только от содержания, но и от уровня организации. Последний определён рамками планирования. Поэтому педагогу нужно чётко ориентироваться в разновидностях планов, особенностях составления, чтобы гармонично наполнять каждый этап их освоения полезными и важными материалами, а также уметь выстраивать свою работу по схеме. Рассмотрим методические тонкости написания календарно-тематического плана для второй младшей группы (малыши 3–4 лет).
Зачем нужно планирование в детском саду
Рабочая программа, структурирующая деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), реализуется порционно, что определено планом работы, в котором содержание образовательного процесса распределяется по часам (дням, неделям). Степень детальности плана находит воплощение в разных его видах:
- перспективный план составляется для того, чтобы получить общее представление о количестве часов, выделенных на знакомство с темами и их отработку в рамках разных областей образования (познавательной, игровой и пр.);
- календарный план предназначен для группировки тем по часам в неделю, отведённым на каждый из видов активности дошкольников;
- календарно-тематический план в сравнении с предыдущим более детальный, так как в нём типы взаимодействия в рамках тем прописываются по всем видам занятий (по ознакомлению с окружающим миром, по физкультуре и др.);
- блочный план группирует темы разных образовательных направлений и описывает виды деятельности при их изучении (например, в группу тем «Я человек» входят темы «Части тела», «Представление о себе» и др.);
- комплексно-тематический план пишется для обозначения сути каждого вида активности при изучении той или иной темы;
- ежедневный план необходим для детального описания видов деятельности, их целей с ходом выполнения в контексте конкретной темы на всех уровнях освоения материала - знакомства с новой информацией, её практического осмысления.
Любой вид планирования направлен на организацию работы с детьми во всех видах деятельности
Суть календарно-тематического плана
Наиболее подробной инструкцией к проведению занятий является план, составляемый на каждый день, но для его создания педагогу нужно внимательно ознакомиться с видами работы, их целями при изучении одной темы, то есть проанализировать календарно-тематический план.
Это интересно. Составление плана и следование ему в работе - это обязанность педагога. А контроль практической реализации прописанной схемы остаётся за старшим воспитателем, методистом и директором ДОУ.
Таблица: миссия календарно-тематического плана
Целевые компоненты | Какие конкретные образовательные вопросы помогает решить |
|
|
Календарно-тематический план помогает выбрать приёмы взаимодействия с детьми, опираясь на их личностные особенности
Что представляют собой объекты календарно-тематического планирования
Поскольку назначение календарно-тематического плана состоит в регламентации последовательности знакомства с темами по разным видам непосредственно образовательной деятельности, то объектами этого типа планирования будут занятия по:
- формированию целостной картины мира;
- развитию речи;
- ознакомлению с окружающим миром;
- изобразительному искусству (рисованию, лепке аппликации);
- физкультуре;
- музыке;
- чтению художественной литературы.
Методические приёмы, необходимые для календарно-тематического плана
В плане под каждую тему подбирается определённая комбинация приёмов, позволяющая взрослому эффективно взаимодействовать с детьми во всех видах деятельности. Поэтому педагог варьирует приёмы четырёх блоков:
- словесного;
- наглядного;
- практического;
- игрового.
Остановимся на конкретных примерах их осуществления.
При составлении плана педагог учитывает и речевые, и наглядные, и практические, и игровые способы взаимодействия с воспитанниками
Блок словесных приёмов
Слово взрослых, воспринимаемое малышами 3–4 лет на слух, имеет существенное значение для их речевого развития. Оно помогает детям пополнять словарный багаж, переводя его из пассивного в активный за счёт попыток выстраивать собственные монологические высказывания, а также получать представления о комбинациях слов в словосочетаниях и предложениях (причём не только простых, как в прошлом году, но и сложных). Всё это делает группу речевых приёмов обязательным элементом, сопровождающим любой (!) вид взаимодействия детей.
Объяснение
У детей 3–4 лет личного опыта в какой бы то ни было области слишком мало, чтобы обойтись без объяснения со стороны взрослого о том, как решить ту или иную задачу: научиться прыгать на скакалке, держать карандаш или играть в футбол. К тому же объяснение выполняет ещё и дисциплинирующую функцию: ребята приучаются сначала слушать, обдумывать, а уже потом действовать.
Во второй младшей группе разъяснения следует составлять на понятном для детей уровне (знакомые слова, предложения с простой синтаксической конструкцией и пр.). Если речь идёт об объяснении инструкций, например, правил игры, то воспитателю необходимо напоминать их суть каждый раз перед началом игровой деятельности и по возможности использовать один и тот же набор слов и предложений.
Объяснения сопровождают другие виды приёмов, в том числе и наглядные, когда, например, педагог разъясняет малышам изображённое на картинке
Беседа
Этот речевой приём для детей 3–4 лет может показаться неактуальным, но это не совсем так. Каждый, кто сталкивался с изучением иностранного языка, знает, что его усвоение происходит быстрее и качественнее, если обучающийся находится «в среде», то есть усваивает речь в непринуждённом общении, которое в 90% случаев осуществляется в диалогической форме. Рассматривая это условие в контексте детей второй младшей группы, активно усваивающих лексику родного языка и его грамматику, делаем вывод: если малышей включать в беседу, диалог, то освоение навыка правильной речи пойдёт быстрее.
В своей практике вводить приём беседы я начинаю постепенно, сначала предлагая детям отвечать на вопросы одним - двумя словами и со временем подводя их к составлению ответов из 1–2 предложений. К примеру, когда мы приступаем к изучению темы «Овощи» в начале учебного года, актуализацию имеющихся знаний, то есть вводный этап урока по ознакомлению с окружающим миром, я провожу в форме беседы по вопросам:
- «Какого цвета огурец?»
- «На что похож помидор?»
- «Какой на вкус арбуз?»
При рассмотрении темы «Дом» после Нового года, когда дети уже вполне адаптировались к требованиям, условиям детского сада, ответы могут быть более развёрнутыми:
- «Что мы называем домом?»
- «Какая комната в вашем доме тебе нравится больше всего? Почему?»
- «Что нужно делать, чтобы дом всегда радовал?»
Подготовленные вопросы может задавать не только сам педагог, но и хорошо говорящий и умеющий думать ребёнок
Рифмовки
Традиционно загадки и стихотворения рекомендуются методистами для мотивации малышей, чтобы «включить» их в работу, «переключив» при этом с другого вида активности. Рифмованные строки вызывают в детях любопытство, а если они требуют ещё и разгадывания, то пробуждают неподдельный азарт дать ответ быстрее товарищей.
При изучении темы «Мои ладошки» я начинаю занятие по рисованию с обсуждения того, что могут наши руки. При этом акцент делаю на теневой театр, который показываю руками, и каждого персонажа иллюстрирую загадкой:
- Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето (заяц). - Куст на голове, вот диво,
Вырос, и таскать не лень.
Стройный, гордый и красивый
Благородный он… (олень). - Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый… (волк).
Стихотворения также могут использоваться в плане на начальном этапе знакомства с темой, а на заключительном выполнять функцию закрепления материала. В процессе рассмотрения темы «Дружба» на занятии по Формированию целостной картины мира (ФЦКМ) мы с малышами знакомимся и учим стихотворение Ю. Энтина «Дружба»:
- Дружит с солнцем ветерок,
А роса - с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Загадки и стихотворения организуют внимание детей
Тематические сказки
Тема сказок в качестве приёма при составлении календарно-тематического планирования для детей 3–4 лет особенно актуальна. Такие сюжеты могут выступать в роли фундамента всего занятия, а также быть запоминающимся мотиватором при выполнении элементов режима дня. На своём опыте я убедилась, что сказки, подобранные или придуманные по теме:
- вовлекают малышей в работу;
- хорошо запоминаются, а значит, помогают усваивать материал;
- являются отличной платформой для интеграции приёмов разных групп (например, наглядных, словесных и игровых).
На занятии по ФЦКМ своих воспитанников я знакомлю с понятиями «длиннее - короче» при помощи сказки «Длинный и короткий». Встретились как-то в лесу Котёнок и Зайчонок. Посмотрел Котёнок на ушастого и говорит: «Фу, какие у тебя уши некрасивые, большие!» А Зайчонок и отвечает: «Не большие, а длинные. И моя мама говорит, что они у меня такие длинные, что все в лесу завидуют. Любой шорох в лесу слышу, и убежать, если вдруг опасность, могу очень быстро». Котёнок смотрел-смотрел на Зайчонка и снова говорит: «А хвост-то, хвост! Такой маленький, что даже и не видно!» Зайчонок отвечает: «Не маленький, а короткий! Мне длинный хвост совсем ни к чему: бегать мешает». Тут с ветки отозвалась Белочка: «А у меня длинный хвост, он мне с ветки на ветку помогает прыгать». Зайчонку тоже захотелось похвастаться - он и говорит: «А у меня ноги длинные, я быстрее всех в лесу бегаю!» Котёнок очень удивился: «Кажется, что ты всё время спасаешься от кого-то!» «А что, - отвечает Зайчонок, - у меня в лесу врагов много!» Тут подходит к ним Ёж и говорит: «А у меня ножки короткие, если я опасность чую, то прижимаю их и сворачиваюсь колючим клубком». Послушал своих новых знакомых Котёнок и понял, что уши у Зайчонка не большие, а длинные, хвост - не маленький, а короткий, и что даны они природой в таком виде не просто так. Решил Котёнок дома расспросить маму, как внешний вид помогает животным в лесу и на ферме.
Прослушивание сказки мы завершаем беседой по вопросам:
- «Какими Котёнку показались уши Зайчонка?»
- «Зачем Зайчонку длинные ноги, Белочке длинный хвост?»
- «Почему у Ёжика короткие ножки?»
- «Что понял Котёнок после разговора с Зайчонком, Белочкой и Ёжиком?»
Это интересно. Короткие сказки по теме не должны быть перенасыщены сюжетными поворотами и количеством персонажей. Иначе ребята отвлекутся от темы и сути материала.
Рассказ может идти от первого лица, то есть от лица игрушки
Блок видов наглядности
Мир вокруг дети постигают через зрительный канал восприятия и тактильный контакт с объектами окружающего мира. Поэтому без наглядности на занятиях календарно-тематический план эффективным не будет. Педагог во все планируемые виды деятельности с детьми обязательно включает:
- картинки с иллюстрациями сюжетов, схемами порядка выполнения упражнений, движений, гигиенических процедур;
- показ, то есть педагог показывает, как нужно выполнять то или иное задание (обычно этот приём актуален для занятий творческими видами деятельности - создание рисунков, поделок из пластичных материалов, а также для знакомства и повторения игровых действий);
- демонстрационные материалы (презентации, обучающие видео) по теме (например, на занятиях по ФЦКМ знакомство с приборами, окружающими нас в быту, можно начать с познавательного ролика).
Видео: познавательный ролик о бытовых приборах
https://youtube.com/watch?v=ZXupnetHfaM Video can’t be loaded: Бытовые приборы для детей. Познавательный мультик (https://youtube.com/watch?v=ZXupnetHfaM)
Блок практических способов взаимодействия
Дети лучше всего запоминают то, что осваивается ими практически. К этой группе приёмов принято относить:
- рисунки;
- поделки;
- аппликации.
То есть творческие способы осмысления информации. Однако не менее важной является опытная деятельность, которая в планировании может называться «игры по экспериментированию». Эти опыты во второй младшей группе посвящены знакомству со свойствами воды, песка, воздуха, света.
К опытам с водой можно добавлять экспериментирование с мылом
Таблица: примеры опытов для второй младшей группы
Название | Цели | Суть |
«Что такое снег» | Познакомить малышей с разным состоянием воды (жидкость и лёд) | С прогулки дети приносят в ведёрке снег и через некоторое время фиксируют его таяние и превращение в воду |
«Волшебные отпечатки на песке» |
|
Дети делают отпечатки ладошек, формочек на влажном песке, а затем при помощи педагога дополняют образы камешками, веточками, чтобы получились узнаваемые картинки (листья, цветочки и пр.) |
«Лови зайчика!» | Познакомиться с естественным источником света - солнцем | С помощью маленького зеркала педагог пускает по стене солнечного зайчика и предлагает детям его поймать. После чего объясняет малышам, что зайчик - это отражение луча солнца |
Блок игр
Игровые приёмы в календарно-тематическом плане выполняют функцию организующего начала для всех видов активности. Познание, развитие и воспитание идут через игровые способы разработки тем. В связи с этим под тему и задачи урока в план вносится четыре вида игр. Поскольку практически в каждом из этих видов есть ещё несколько подвидов, рассмотрим общий набор игр.
Дидактические игровые приёмы
Обучающие игры вплетаются в структуру плана с целью:
- познакомить детей с новым материалом;
- автоматизировать, закрепить изученное (или отработать умение, навык).
Игры такого характера могут:
Таблица: примеры игр обучающего характера для детей 3–4 лет
Вид игры | Наименование | В чём цели | Суть действий участников |
Игры, опирающиеся на содержание | |||
На развитие логического мышления | «Спрячь фигуру в домик» |
|
Дети получают маленькие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и рамки с вырезанными под них формами. Задача малышей отправить фигурки «домой», называя каждую |
Словесная | «Позови мамочку» |
|
Все малыши получают картинку с изображением детёныша обитателя фермы, двора или леса (котёнка, щенка, цыплёнка и т. д.). Дети «представляются», имитирую звуки, которые эти животные издают. Затем педагог демонстрирует картинку с изображением взрослой особи, а малыш с подходящим детёнышем отзывается |
Сенсорная | «Догадайся, что звучит» |
|
Педагог показывает разные предметы (игрушку-пищалку, колокольчик, деревянные ложки и пр.) и демонстрирует звуки, которые они издают. Затем прячет предметы за ширму и звучит ими оттуда, а дети угадывают, что это |
Музыкальная | «Как бегают зверята» |
|
Педагог кулачками выстукивает ритм (как ходит медведь, заяц, кошка и др.), дети по очереди повторяют этот ритмический рисунок |
Игры, которые отталкиваются от используемого материала | |||
Настольно-печатная | Лото |
|
Дети получают карточки с картинками, на которых изображены группы объектов (миски, коровы, дома и пр.). Педагог показывает картинку с одним предметом, ребёнок, у которого есть множественное число на карточке, должен сказать: «У меня … (миски, дома, собаки)». Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на карточке |
Игра с предметами | В младшем дошкольном возрасте это игры с игрушками и природным материалом. К примеру, на каштанах дети 3–4 лет могут отрабатывать счёт до 5 | ||
Интерактивная | Игры, опирающиеся на компьютерные технологии. Например, дети вместе с виртуальным персонажем сортируют в три коробки овощи, фрукты и ягоды. Такой вид работы вносится в план работы с малышами 3–4 лет только в случае если программа ДОУ подразумевает знакомство с компьютером с первых лет обучения в детском саду |
Блок подвижных игр
Двигательная энергия ребёнка должна иметь выход. Вот почему в календарно-тематическое планирование вне зависимости (!) от характера НОД включаются подвижные игры.
Подвижные игры проводятся не только на прогулке, они являются элементом переключения характера деятельности на всех занятиях
Таблица: виды подвижных игр для второй младшей группы
Над чем работаем | Название игры | В чём цели | Содержание действий игроков |
Бег, прыжки | «Раз, два, три - беги!» |
|
Дети стоят возле педагога. Когда взрослый говорит: «Раз, два, три - к скамейке беги!», - дети бегом направляются к скамейке. Воспитатель называет разные объекты: дерево, дверь, забор и пр. |
Ориентирование в пространстве | «Акула и рыбки» |
|
Дети - рыбки разбегаются по площадке. По сигналу «Акула!» быстро направляются в «домик»: за черту, определённую натянутым канатом |
Формирование ощущения равновесия | «Хоровод водили» |
|
Малыши ведут хоровод, по сигналу взрослого приседают, не размыкая рук |
Умение имитировать | «Вороны и собачки» |
|
Дети - «вороны» «летают» по участку (выполняют махи руками - «крыльями») и каркают. На слова: «Выходят собачки» «вороны» улетают, а «собачки» бегают и лают им вслед |
Тренировка внимания | «Такси» |
|
Дети парами встают в хула-хуп. Один участник - «водитель», другой - «пассажир». По сигналу «такси» начинает своё движение в указанном направлении. Примечание. Когда этот вариант игры будет усвоен хорошо, её можно разнообразить, добавив указание направления хода «такси» |
Тренировка навыка передвигаться ползком | «Мыши в кладовой» |
|
Дети - «мыши» находятся в своих «норках» на одной стороне комнаты. На другой натянута верёвка, за которой - «кладовая». По условному знаку «мыши» перебегают в «кладовую», подлезая под преграду в виде верёвки. Когда педагог говорит: «Кошка бежит!», «мышки», снова подлезая под верёвкой, возвращаются на свою территорию |
Тренировка ловкости | «Найди свой цвет» |
|
В обручи, разложенные по площадке, ставится по одной кегле определённого цвета. Малыши командами стоят возле каждого из обручей. По сигналу малыши разбегаются. На слова «Найди свой цвет!» участники должны вернуться и найти «свой» обруч |
Блок театрализованных игр
Игры, позволяющие проявить творческие способности, особенно нравятся младшим дошкольникам. Ведь в них через манеру речи, характер движений, использование мимики и жестов они могут продемонстрировать свой накопленный опыт наблюдения за окружающими взрослыми.
Постановка сюжетно-ролевых игр основывается на личном опыте детей
Таблица: виды театрализованных игр, используемых в планировании
Сюжетно-ролевые | Драматизации | Режиссёрские игры | Пальчиковые упражнения | |
Суть | Разыгрывание бытовых ситуаций | Выполнение игровых действий по указке «режиссёра» | Игровые действия определяются самим ребёнком. «Актёры» - игрушки, природный материал | Игры, способствующие тренировке мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров |
Пример | На приёме у доктора, в кинотеатре, в автобусе | Утренники, инсценировки сказочных сюжетов, сценок из художественных произведений | Показ сюжетов персонажами фланелеграфа |
|
Принципы написания плана занятий
Порядок составления любой документации в ДОУ регламентируется ФГОС. Относительно написания календарно-тематического плана требования Стандарта заключаются в:
- обязательном наличии первого листа, на котором указаны наименование учреждения, возрастная категория детей, образовательная программа, практикуемая в ДОУ, ФИО педагога, а также даты начала и завершения работы по плану;
- составлении списка воспитанников в алфавитном порядке с пометками о датах рождения;
- написании перечня режимных мероприятий в группе (по видам активности - зарядка, приём пищи и пр. – с указанием временного промежутка);
- приложении графика ежедневных занятий на неделе;
- планировании образовательной деятельности с определением даты, темы, списка видов активности детей, целями и оборудованием для каждого вида работы, ожидаемыми результатами, то есть успехами в познавательной и эмоциональной сферах развития личности ребёнка;
- выделении отдельного листа для пометок проверяющих (например, старшего воспитателя).
Это интересно. Указание ожидаемых результатов включается в планирование с того момента, как ДОУ начали работать по ФГОС.
Календарно-тематический план обязательно проверяется методистом перед анализом открытого занятия
Таблица: образец составления плана по развитию речи для группы детей 3–4 лет, автор О.В. Черненко (фрагмент)
Дата | Тема занятия | Цели занятия | Комплекс пальчиковой гимнастики | Лексическая тема |
Сентябрь | ||||
3 | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Чёрного «Приставалка» |
|
Вышел дождик погулять | Осень |
10 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» | Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской) | Весёлые капельки | Осень |
17 | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» |
|
Осенние листья | Осень |
24 | Звуковая культура речи: звук у |
|
Осенний букет | Осень |
Таблица: пример составления календарно-тематического плана по ФЦКМ для детей 3–4 лет, автор Н.Б. Иванова (фрагмент)
Дата | Тема | Тема ОД | Цели | План занятия | Интеграция областей |
Январь | |||||
6 | Зимние каникулы | Деревянный брусочек | Цели:
|
|
|
13 | Зимние каникулы |
В январе, в январе, много снега во дворе | Цели:
|
|
|
20 | Неделя вежливости | Приключения в комнате | Цель: продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё) |
|
|
27 | Сильные и ловкие | Радио | Цели:
|
|
|
Структурирование образовательной работы в ДОУ позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, систематизировать способы взаимодействия с детьми, что, в свою очередь, является важным условием успешного выполнения программы дошкольного образования. Стадии осуществления последней можно увидеть в процессе разработки календарно-тематического плана, который составляется с учётом требований ФГОС к написанию такого рода документации и отражает принцип преемственности в работе с разными возрастными группами.
Поделитесь с друзьями! Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Планирование по теме «Мой детский сад» во второй младшей группе
Тема : «Мой детский сад »
Цель : Вызвать у детей радость от нахождения в детском саду : развивать представление детей о детском саде , как ближайшем социокультурном окружении : о сотрудниках детского сада , предметном окружении, о правилах поведения в ДОУ; формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, между детьми и сотрудниками детского сада ; способствовать установлению эмоционального контакта, формированию мотивации на взаимодействие путем вовлечения детей в совместную деятельность.
Итоговое мероприятие : Развлечение «Хорошо у нас в саду» , Фотоальбом «Наш любимый детский сад » .
Утро Ситуативный разговор на тему «Что мы любим делать в детском саду » . Цель : формировать у детей навык слушать собеседника, Дидактическая игра : «Путешествие по группе » Цель : познакомить детей с группой , предметами и уголками, находящимися в группе , учить излагать свои мысли. Индивидуальная работа : «Скажи наоборот» Цель : продолжать развивать усидчивость, выносливость. (Мирослав, Анюта, Серафим) . Утренняя гимнастика.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Цель : закрепить знания о труде няни (моет, расставляет посуду) ; формировать желание помогать взрослым. Работа с парными картинками «На что это похоже? Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Побуждать детей играть в разнообразные игры.
НОД 1. Рисование.
Тема : «Наша красивая группа »
Цель : познакомить детей с кистью, гуашью, водой и бумагой.
Способствовать развитию замечать настроение, царящее в группе , и отображать его в красках. Предоставить детям самостоятельный выбор цвета. Развивать желание рисовать кистью.
Способы : словесный (беседа, практический (работа с гуашью) .
Средства : Альбомный лист, гуашь, салфетки
2. Чтение художественной литературы.
Тема : «Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» . Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
Цель : помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» , развивать способность понимать содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы. Вызвать сочувствие к зайчишке, воспитывать заботливое отношение к животным.
Способы : словесный (чтение стихотворения, пересказ детей, заучивание стихотворения
Средства : стихотворение А. Блока «Зайчик» , стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»
Прогулка
Наблюдение : За участком детского сада
Цель : обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками, которые находятся на территории детского сада .
Трудовая деятельность : Поливание песка для игры. Цель : формировать умение соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым
Подвижная игра : «Найди свой домик»
Цель : воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному всей группой .
Дидактическая игра : «Что изменилось?» Цель : Развивать память, наблюдательность, внимание.
Экскурсия по детскому саду «Встреча с замечательными людьми» Цель : закрепить знания детей об окружающих их людей. Гимнастика после сна.
Ситуативный разговор о том, как мне нравится в саду. Цель : развивать у детей умение рассуждать и выражать свои мысли об увиденном. Работа в познавательном центре : Мозаика - игра на формирование мелкой моторики. Внесение настольно-печатной игры «Лото» .
Прогулка вечером
Наблюдение за птицами. Цель : формировать у детей общие представления о птицах, познакомить с отдельными видами птиц. Подвижная игра «Бегите к флажку» . Цель : развивать способность у детей выполнять игровые действия, ориентироваться в пространстве. Формировать умение правильно выполнять основные движения при беге. Беседа «Мы всегда играем дружно» . Цель : воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать чувство эмпатии, формировать элементарные навыки разрешения спорных ситуаций.
Утро Ситуативный разговор «Как вести себя за столом» . Цель : воспитывать культуру поведения за столом.
Дидактическая игра : «Подбери по цвету» Цель : закреплять представления о четырех цветах. Учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета.
Конструирование из деталей деревянного конструктора. Цель : развивать конструктивные способности детей.
Индивидуальная работа : Словесная игра «Так бывает или нет?» - развитие логического мышления. (Катя, Костя, Полина. М) . Утренняя гимнастика.
Ситуативный разговор о правилах поведения в группе . Цель : воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, способствовать установлению эмоционального контакта.
Воспитание культурно – гигиенических навыков : Проговаривание потешки «Водичка, водичка умой мое личико» - во время умывания. Игра по мотивам сказки «Репка» . Самостоятельные игры с фигурками настольного театра.
Рисование «Мои любимые игрушки»
НОД 1. Музыкальная деятельность. (см. приложение музыкального руководителя)
2. Конструирование
Тема : «Башня» .
Цель : закрепить умение детей накладывать детали наращивая постройку в высоту (4-5 деталей, подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. Развивать речевую активность
Способы : словесный (беседа, объяснение) наглядный (рассматривание) .
Средства : деревянный конструктор.
3. Физическая культура. (см. приложение физ. инструктора)
Прогулка Наблюдения : Наблюдение за росой.
Цель : познакомить детей с таким природным явлением, как роса.
Дидактическая игра «На каком цветке лежит роса?» - описать предложенный цветок.
Цель : развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.
Пальчиковая игра «Цветы»
Подвижная игра : «Воробушки и автомобиль» . Цель : способствовать развитию детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Трудовая деятельность : Очистить песочницу от листвы. Цель : формировать умение детей помогать взрослым и уважать труд дворника.
Вечер Индивидуальная работа по звуковой культуре речи с Костей. М, Мирославом. З, Арсением. С : «Воздушный шар» Цель : активизировать в речи звук «ш» .
Трудовая деятельность : Учить Сашу. С. протирать листочки фикуса. Цель : воспитывать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым. Гимнастика после сна.
Формирование культурно – гигиенических навыков : Игровая ситуация : «Покажем мишке где лежат наши вещи» . Цель : формировать у детей умение быть аккуратными со своими вещами. Разучивание потешки «Зайка Егорка» Цель : развивать произвольную память, речь. Создание ситуации по экспериментальной деятельности «Песок теплый. Я ощущаю песчинки, а что ощущаете вы?» (организация опыта с песком)
Прогулка вечером Наблюдение за небом. Цель : формировать умение у детей отмечать, что небо синее, по нему медленно плывут белые облака. Самостоятельная деятельность с выносным оборудованием.
Подвижная игра «Ловишки» . Цель : упражнять детей в беге, развивать умение сохранять заданное направление движения.
Игры-эксперименты с песком «Из какого песка можно строить, почему?» Цель : познакомить детей со свойствами песка, формировать с элементарными навыками экспериментирования.
Евгения Эпп
Тематическое планирование «Зимние виды спорта» во второй младшей группе
14-18 Зимние виды спорта .
Материалы и оборудование : изображения ледяных дорожек, краски, цветная
бумага, клей, геометрические фигуры «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира; элементарных математических представлений , «Речевое развитие» ,
«Художественно-эстетическое развитие» Цели : знакомить с зимними видами спорта , формировать представления о безопасном поведении зимой.
Целевые ориентиры : имеет потребность в двигательной активности : проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности; проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях; интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами; активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения; готов соблюдать элементарные правила в совместных играх; использует разные способы исследования предметов, включая простейшие опыты; способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Игровая. Подвижные сюжетные игры «Мы фигуристы (лыжники, хоккеисты
и т. п.)» с выполнением имитационных движений.
Двигательная. Подвижная игра «Козлята и волк» (закрепление понятий «один» и «много» ); игровое упражнение .
Изобразительная. Рисование «Украсим дымковскую уточку» , аппликация «Красивая салфеточка» , рисование по замыслу, лепка .
Коммуникативная. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Элементарная трудовая. Познавательно-исследовательская. Дидактическая игра «Один и много» , игровое упражнение «Найди такую же фигуру» .
Музыкальная.
Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»
Прием детей Утренняя
прогулка Возвращение
с прогулки Вторая
половина дня Вечерняя
Труд в уголке природы
Учить действовать в соответствии с указанием, быстро выполнять просьбу взрослого, доводить дело до конца.
Утренняя гимнастика
Комплекс 10
«Мы - сильные»
совершенствовать к. г. н., совершенствовать простейшие навыки поведения во время умывания. "Сиди за столом правильно"
Беседа на тему недели
Зимние виды спорта
знакомить с зимними видами спорта ,
2. Ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с природой.
Тема : Теремок.
Цель : Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности Наблюдение в природе
Обратить внимание детей на то, что на деревьях лежит снег, он белого цвета, мягкий пушистый. Формировать представление о времени года – зиме.
Индивидуальная работа по ЗКР
Дидактическое упражнение «Вставь словечко» , упражнения на развитие звуковой культуры речи (звуки
Подвижная игра
«Козлята и волк» (закрепление понятий «один» и «много» )
Сюжетно – ролевая игра
"В магазине"Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца.
Минутка безопасности
развивать чувство безопасности и самосохранение; воспитывать бережное отношение к предметам, аккуратность
«Наизусть 4 строчки» Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
Индивидуальная работа по ФЭМП
Дидактическая игра «Один и много» Гимнастика после сна
Комплекс №10
«Потягивание»
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»
Настольно – печатные игры по развитию речи
«Догадайся, что звучит»
Цель : Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Индивидуальная работа по Аппликация
«Красивая салфеточка»
Сюжетно – ролевая игра
«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей Наблюдение
формировать элементарные представления о зимних
Подвижная игра
«Перепрыгнем через ледяную дорожку» (сравнение дорожек по ширине) .
«Громко - тихо»
Работа с родителями
Консультация
«Как приобщить ребенка
к спорту ?» обратить внимание на празднично украшенное село, детский сад
Вторник 15 .01.2019г.
Прием детей Утренняя
прогулка Возвращение
с прогулки Вторая
половина дня Вечерняя
прогулка Национальный компонент
Настольные игры (Мозайка, шнуровка)
Хороводная игра «Заинька»
Заинька, походи, серенький, походи.
Утренняя гимнастика
Комплекс 10
«Мы - сильные»
1. Физическая культура
Цель : Упражнять в умении действовать по сигналу воспитателя в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча друг другу; повторить упражнение в ползании, развивая координацию движений.
2. Рисование
Тема : Украсим рукавичку-домик.
Цель : Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка» , создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую краску. Наблюдение в природе
Наблюдение за птицами, кормление птиц – воспитывать заботливое отношение к птицам.
Подвижная игра
«Перешагни через палку» - упражнять детей в перешагивание через предмет
Трудовая деятельность
Познакомить детей с трудом помощника воспитателя. Закрепить название предметов и орудий труда. Воспитывать уважение к труду взрослых Индивидуальная работа по сенсорике (цвет, форма, величина «Подбери матрешке платье» Развивать умение сравнивать предметы по размеру Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию Воспитание КГН
"Я - хороший"
Индивидуальная работа по развитию речи
«Кто внимательный?» - развивать остроту слуха, умение воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят.
Сюжетно – ролевая игра
"В парикмахерской"
Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать) .
Гимнастика после сна
Комплекс №10
«Потягивание»
Чтение книг, рассматривание иллюстраций
«Волк и козлята»
Минутка безопасности соблюдать элементарные правила в совместных играх; использует разные способы исследования предметов
Индивидуальная работа по ИЗО
Рисование «Украсим дымковскую уточку» , Наблюдение
Формировать элементарные представления о зимних изменениях в природе, развивать речь, умение отвечать на вопросы.
Хороводная игра
«Ровным кругом»
Настольные игры по ФЭМП
» «Найди пару» Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур. Сравни, подбери, одинаковый, разный, дополни, найди пару, сравни.
Трудовые поручения; закрепить знания детей о местонахождении разных игрушек, умение убирать их на свои места и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Среда 16.01.2019г.
Прием детей
Утренняя
прогулка Возвращение
с прогулки Вторая
половина дня Вечерняя
прогулка Национальный компонент
Сюжетно – ролевая игра
Игровые ситуации : «Сервируем стол»
Утренняя гимнастика
Комплекс 10
«Мы - сильные»
Пальчиковая игра
«Капустка» .
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
2. Развитие речи
Тема : Звуковая культура речи : звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» .
Цель : Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.
Наблюдение за трудом взрослых
«Наблюдать за трудом дворника
Подвижная игра
«Зайка беленький сидит» - учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.
Индивидуальная работа
по физкультуре
Индивидуальная работа по ЗКР «Часы тикают» - развивать звукопроизношение, голосовой аппарат, закреплять правильное произношение звуков «к» , «т» , «ть» . Вырабатывать умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Минутка безопасности
Продолжать формировать понятие «Витамины» и учить называть их
Воспитание КГН
формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться)
«Наизусть 4 строчки»
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.
Гимнастика после сна
Комплекс №10
«Потягивание»
Чтение книг, рассматривание иллюстраций
Д. Мамин «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ;
Индивидуальная работа по ИЗО
рисование по замыслу, лепка «Вкусные гостинцы на день рождения мишки» .
Сюжетно – ролевая игра
«На приеме у врача»
Цель : Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход : Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Наблюдение за снегопадом – формировать представления о зимних погодных явлениях , расширять кругозор детей, активизировать словарь : «снег» , «снежинки» , «зима» , «красиво» , «холодно» .
Настольно – печатные игры по ознакомлению с окружающим миром
"Моя семья" Цель : Закрепить знания о членах семьи, умение называть их имена.
Строительные игры
«Горка с лесенками»
Задачи : совершенствовать элементарные конструкторские навыки; расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.
Хороводная игра
«Раздувайся, пузырь»
Рассматривание фотографий с достопримечательностями села
Четверг 17.01.2019г.
Прием детей
Утренняя
прогулка Возвращение
с прогулки Вторая
половина дня Вечерняя
прогулка Национальный компонент
«Утро загадок»
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Утренняя гимнастика
Комплекс 10
«Мы - сильные»
Игры со строительным материалом
«Автомобиль»
Задачи : формировать умение выполнять постройку по образцу; совершенствовать конструкторские навыки; воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
1. Физическая культура Цель : Продолжать упражнять в умении действовать по сигналу воспитателя в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча друг другу; повторить упражнение в ползании, развивая координацию движений. 2. Лепка Тема : Лепешки, большие и маленькие. Цель : Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина; раскатывать комочки пластилина круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Наблюдение
за птицами, кормление птиц – воспитывать заботливое отношение к птицам
Трудовая деятельность
Приучать убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Учить работать совместно с взрослым и товарищем, целенаправленно действовать, видеть конечный результат. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.
Подвижная игра с прыжками
«Снежинки и ветер» - учить действовать по сигналу.
формирование элементарных представлений о том, что хорошо, что плохо.
Индивидуальная работа по ЗКР
«Олины помощники» - учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно - ласкательные формы существительных.
Наизусть 4 строчки»
«Стучит, бренчит по улице…»
Сюжетно – ролевая игра
«Кукла в детском саду умывается» Цель : Активизировать и развивать речь детей, закреплять гигиенические навыки детей.
Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим"Какую одежду носят зимой"
Цель : формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Гимнастика после сна
Комплекс №10
«Потягивание»
Продолжать совершенствовать навыки личной гигиены у детей. Воспитывать бережное отношение к себе и другим.
Индивидуальная работа по ФЭМП
«Волшебные круги» Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. Один, много, большой, маленький, сравни
Индивидуальная работа по ИЗО
Раскрась уточку
Индивидуальная работа по музыке Танец «Мы весёлые матрешки»
Наблюдение в природе
за одеждой прохожих. Почему люди так тепло оделись? – продолжать формировать представление детей о том, что зимой холодно.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций
«Зайкина избушка»
Подвижная игра
«Перебежки – догонялки» - учить согласовывать свои действия с действиями товарища.
Пятница 18.01.2019г.
Прием детей
Утренняя
прогулка Возвращение
с прогулки Вторая
половина дня Вечерняя
прогулка Национальный компонент
Беседа с родителями
Эффективные средства и методы закаливания
Пальчиковые игры
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка.
Пальцы переплетены, большие подняты вверх.
Утренняя гимнастика
Комплекс 10
«Мы - сильные»
Итоговая беседа на тему недели
формировать представления о безопасном поведении зимой
Цель : Познакомить с треугольником : учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий-узкий, шире-уже, одинаковые по ширине.
2 Физическая культура (на улице)
Цель : закреплять ходьбу по одному, с выполнением заданий, упражнять в беге, прыжках, развивать физические качества Наблюдение в природе
Воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать желание помогать птицам зимой
Хороводная игра
«Большая карусель»
Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал
Трудовая деятельность
«Сделай, что скажу» , «Научим зайку убираться» ,
Сюжетно – ролевая игра
«Детский сад для цыплят» Цель : Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел
«Наизусть 4 строчки»
«Где мой пальчик?»
Нормы и правила взаимоотношений. "Как правильно мыть руки"
Минутка безопасности
«Если ты потерялся»
Цель : продолжать учить детей ориентироваться на местности, развивать память и внимание, закреплять ранние полученные знания.
Индивидуальная работа по сенсорике (цвет, форма, величина
«Цвет и форма» Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. Одинаковые, разные, подбери, сравни. 4 Ознакомление с формой предметов
Гимнастика после сна
Комплекс №10
«Потягивание»
Вечер сказок» (чтение, рассказывание, видео)
«Петушок и бобовое зернышко»
Настольно – печатные игры (лото, домино)
Хороводная игра
«Зайка шел» обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях
Индивидуальная работа по ИЗО
Круглое и овльное. Учить рисовать круглые предметы Наблюдение за играми старших дошкольников – закреплять правила поведения во время прогулки.
Свободная художественная деятельность детей
Рисование
по замыслу
Учить самостоятельно задумывать содержание рисунка.
Воспитывать желание рассматривать
рисунки и радоваться им
Сюжетно – ролевая игра
"Приходите в гости к нам" Цель : Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками).
Подвижная игра
«Мама-воробьиха» - учить выполнять движения по сигналу.
Индивидуальная работа по музыке «Где позвонили?» - развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Работа с родителями Родительское собрание
«Первые проявления творчества малышей»
Март, 1-я неделя.
Тема: ЧУДЕСА, ФОКУСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Цель : Создание условий для экспериментально – исследовательской деятельности с водой, песком, воздухом через социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Итоговое мероприятие: Рисование «Красивый коврик» (коллективная работа)
Понедельник, 27.02Утро
Беседа: Солнце - источник чудесных перевоплощений в природе. Чудеса своими руками.
ЦЕЛЬ: Ознакомить детей с новым стихотворением о солнышке, помочь в понимании; способствовать развитию мелкой моторике рук.
Пальчиковая игра: " Солнышко, солнышко"
П/и " Ровным кругом."
Д/И «Лучики для солнышка» (прищепки)
Цель: развитие моторики рук, закреплять желтый цвет.
Культура еды, правила этикета. Самообслуживание. Дежурство.
Мзыкальная
деятельность
По конспекту преподавателя
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?».
Программное содержание: Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалами, из которого изготовлен предмет и способ использования предмета.
Материал: Кукла Даша из ткани, кукла Маша из бумаги; образцы тканей и бумаги; ёмкость с водой; утюг, бумажные платья.
(О.В. Дыбина, Ознакомление с предметным и социальным окружением, стр. 46).
Утренняя
прогулка
Наблюдение за природой и её сезонными изменениями.
Тема: Двигательная активность детей, физическое совершенствование. Трудовое воспитание посредствам игры.
Цель: Развивать интерес, любознательность. Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности. Обучать нахождению заданных предметов.
Беседа о том, что солнышко волшебное, оно все вокруг согревает своими лучами. Игра-ситуация: "Солнечные зайчики". Дидактическая игра: "Хорошо - плохо".
Вторая половина
дня
Организация питания. Подготовка к обеду, обед. Элементарные навыки поведения за столом. Самообслуживание. Дежурство.
Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». Чтение перед сном сказки «Кто колечко найдёт?» С. Маршак Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.
Подготовка к полднику, полдник. Соблюдения гигиенических норм. Самообслуживание.
Развитие конструктивных способностей.
Цель: Развивать у детей конструктивных способностей, знания о геометрических фигурах.
Дидактические игры с геометрическими фигурами.: "Сложи солнышко", "Большое и маленькое солнышко", "Сложи цветочек".
Опыты с воздушным шариком.
Д/И «Поручение»
Цель: Развивать умение находить заданные предметы, выполнять соответствующие действия, сопровождающихся речью. Вовлекать в коллективный труд малоактивных, робких детей.
Слушание «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера
Чтение стихотворения Г. Бойко "Солнышко"
П / и " Лягушки."
Вечерняя
прогулка
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Накопление и обогащение познавательного опыта. Повторения времени суток.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
Помощь воспитателя в отработке навыков самообслуживания.
Работа с родителями: Беседа «Как развивать познавательные интересы ребенка?»
Вторник, 28.02.Утро
Прием детей получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание. Здоровый образ жизни; хорошее настроение.
Беседа: Окружающий мир, социальные отношения. "Чудеса своими руками! На машине - в детский сад". Экспериментирование. "Неживая природа. Воздух".
Цель: Расширять знания об окружающем; развивать конструктивные навыке и способности; объединять детей общим делом. Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух; помочь сделать фокус: обнаружить воздух. Беседа о воздухе.
Игра-эксперимент с соломинкой.
Д/И « Найди по описанию»
Задачи. Развивать внимание, слух.
П/и «Где звенит колокольчик?»
Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).
Подготовка к завтраку, завтрак.
Физическая
культура
По конспекту преподавателя
Развитие речи
Тема: Чтение и драматизация русской народной сказки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин по выбору педагога.
Цель: Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено.
(В.В. Гербова, Развитие речи в детском саду, стр. 73)
Утренняя
прогулка
Наблюдение за снегом
Цель : продолжать знакомить детей с природным явлением -снегом.
Труд : Расчистка дорожки, запорошенной снегом. Цель : учить правильно пользоваться лопаткой, доводить начатое дело до конца. С/р игра «Строители»
П/и « Кто быстрее добежит до флажка?» .
Цель : учить при беге преодолевать препятствия.
Вторая половина
дня
Организация питания. Подготовка к обеду, обед. Формировать умение накрывать стол к обеду. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Самообслуживание.
Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». Чтение перед сном. Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.
Подготовка к полднику, полдник.
Экспериментирование. "Неживая природа. Воздух". Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Цель: Ознакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух; помочь сделать фокус - обнаружить воздух.
Задачи: Беседа о воздухе. Игра - эксперимент с соломинкой и шариком.
П/И «У медведя во бору»
Рисование «Мячи».
Цель: Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины; знания цветов. Развивать образные представления, воображение.
Чтение худ. литературы К. Чуковского «Муха-цокотуха»
Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену»
Цель: Подвести к выводу о том, что мыло пенится.
Д/И « Найди по описанию»
Вечерняя
прогулка
Накопление и обогащение двигательного и познавательного опыта детей.
Цель: Стимулировать познавательную, речевую, двигательную активность детей.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
Цель: расширять представления детей о сезонных и погодных особенностях весны. Развивать интерес к художественному слову, совместно играть в подвижную игру, соблюдая правила, самостоятельно одеваться на прогулку.
Работа с родителями: «Экспериментирование вашего ребенка»
Среда, 01.03.Утро
Прием детей на участке, получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание. Здоровый образ жизни; хорошее настроение.
«Фокусы и чудеса своими руками. Картины на песке. "Чудесное превращение круга и квадрата".
Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать воображение детей.
Игровое упражнение:«Преврати круг в солнышко, часы, яблоко, мяч, колесо, лицо, и т.д. Преврати квадрат в дом, сумку, часы, телевизор…»
ЦЕЛЬ: Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать воображение детей.
П/И по выбору детей.
Д/И «Найди такую же»
Цель: Развивать умение отыскивать предметы определенного цвета, рассказывать о них, комментировать свои действия.
Пальчиковая игра "Сорока-ворона"
Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).
Подготовка к завтраку, завтрак.
Здоровый образ жизни. Самообслуживание. Беседа о культурно-гигиенических навыках.
Физическая культура (улица)
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность (ФЭМП)
Тема: Больше – меньше, столько – сколько, поровну.
Программное содержание: продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами Больше – меньше,
столько – сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Демонстрационный материал: фланелеграф, контурные изображения котят и корзинок, геометрические фигуры разной величины и разного цвета, поднос.
Раздаточный материал: двухполосные карточки, мишки и геометрические фигуры разной величины и цвета.
(И.А. Помораева, Формирование элементарных математических представлений, стр. 33).
Утренняя
прогулка
Наблюдение за ветром
Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением. Определять направление ветра и его силу
П/И «Меткая рука» -метание снежков в цель, взаимодействие со сверстниками
Труд – помощь воспитателю в создании горки
Худ. слово – «Снег кружится» Барто.
Проблемная ситуация: «Игрушка потерялась в снеге, ее надо найти, копая лопаткой».
Цель: Развивать наблюдательный интерес, умение сплачиваться с совместных действиях. Совершенствовать физические навыки.
Речевая игра «Тихо-громко»
Вторая половина
дня
Организация питания. Подготовка к обеду.
Чтение потешки «Кран, откройся»! Нос, умойся!!!»
Цель: способствовать развитию КГН, умению слушать новую потешку, выполнять движения в соответствии с текстом. Самообслуживание. Дежурство.
Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». «Тихо, тихо – сон идет». Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.
Воздушные и водные процедуры. Гимнастика после сна комплекс упражнений 4-й «Я на солнышке лежу» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 2, стр. 325).
Подготовка к полднику. Полдник. Соблюдения гигиенических норм.
Создание условий для сюжетно-ролевой игры.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель: Развивать органы осязания детей, извоображение; усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счёт использования различных предметов, воспитывать желание играть в совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Чтение худ литературы «Лесной мишка и проказница мышка». Рассматривание иллюстраций.
Цель: приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать знакомые художественные произведения, развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации к сказке.
Познание в быту. Первые открытия. «Вода везде - и в кране, и в еде!».
Цель: развивать мышление детей, любознательность, познавательные интересы.
Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели»
Цель: Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в манке.
Д/И "Соедини по точкам",
П/И «наседка и цыплята»
Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего
Вечерняя
прогулка
Накопление и обогащение знаний детей о свойствах снега. .
Пальчиковая игра «Ладушки», Совушка-сова»…
Задачи. Воспитывать умение слушать, следить за развитием действия в пальчиковой игре, выполнять движения по показу воспитателя; развивать внимательность.
П/И « Шли, шли и нашли»
Задачи. Упражнять в прыжках на двух ногах, подбрасывании мяча двумя руками.
Работа с родителями: Беседа«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Четверг, 02.03.Утро
Прием и осмотр детей, получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание.
Фокусы и чудеса. Свет, цвет. Исследование «Что в коробке?»
Цель: Ознакомить со значением света, с источником света (солнце, фонарик, свеча, лампа); продемонстрировать неспособность света проходить через непрозрачные предметы.
Д/И «Каждой игрушке свое место»
Задачи. Приучать поддерживать порядок в игровом уголке.
П/И «Мыши и кот»
Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).
Подготовка к завтраку, завтрак.
Культурно-гигиенические нормы. Правила этикета. Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца. "Вот какое чистое личико лучистое!". Самообслуживание. Дежурство.
Музыкальная
деятельность
По конспекту преподавателя.
Изобразительная
деятельность
(рисование)
Тема: Рисование «Красивый коврик» - коллективная работа.
Программное содержание: Упражнять детей в рисовании линий разного характера (прямых, наклонных, волнистых и др.).учить пересекать линии; украшать квадратный лист бумаги разноцветными линиями, проведенными в разных направлениях. Вызывать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы:Цветные карандаши (фломастеры), квадратные листы бумаги (сторона 10 см) – по 2-3 листа на каждого ребенка.
(Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, стр. 95)
Утренняя
прогулка
Наблюдение за облаками – рассмотреть разнообразие облаков.
Весенняя природа как средство развития двигательной активности детей, познавательных интересов.
Подвижная игра : «Прятки».
Цель: Поощрять участие детей в совместных играх; развивать внимательность, наблюдательность, познавательные интересы. Способствовать формированию положительных эмоций.
Иры- опыты Окрашивание воды.
Цель: Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная); подвести к пониманию, что вода может изменить цвет; развивать речь детей, активизировать словарь (бесцветная, разноцветная, жидкость, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой.
Вторая половина
дня
Подготовка к обеду, обед. Культура еды, расширение представлений о предметном мире «Посуда». Самообслуживание. Потешка «А у нас есть ложка, волшебная немножко…».Формировать элементарные навыки поведения за столом. Дежурство.
Подготовка ко сну. Чтение (повторно) перед сном сказки «Федорино горе» К. Чуковский. Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.
Гимнастика после сна комплекс упражнений 4-й «Я на солнышке лежу» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 2, стр. 325).
Подготовка к полднику. Полдник. Соблюдения гигиенических норм. Самообслуживание.
Аппликация «Красивые чашки для волшебницы-воды»
Цель: Учить наклеивать готовые формы в определенной
последовательности
П/И« Найди свой цвет»
Чтение худ лит-ры Сутеев «Бабушкин огород»
Эксперимент «Мыло-фокусник»
Цель: Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.
Пальчиковая игра «Стирка»
Вечерняя
прогулка
Наблюдение за сезонными и погодными изменениями.
Игра-экспериментирование «Что в пакете?»
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования «Неживая природа. Воздух»
Цель: Развивать умение выдвигать гипотезы и делать выводы; помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.
Развитие движений, интереса к подвижным играм.
Подвижная игра «Воробышки и вороны».
Цель: расширять представления детей о сезонных и погодных особенностях весны.
Работа с родителями: Папка – передвижка «Элементарные опыты для малышей»
Пятница, 03.03.Утро
Прием и осмотр детей, получение необходимой информации от родителей. Самообслуживание.
Фокусы и чудеса. Эксперимент: «Прокати шарик».
Цель: ознакомить детей с законом движения теля по наклонной и по прямой; развивать наблюдательность, смекалку.
Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
Настольная игра «Чей малыш?»
Пальчиковая игра "Солнышко"
П/И «Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
Утренняя гимнастика в группе с воспитателем комплекс общеразвивающих упражнений 24 «Котята» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 1, стр. 319).
Подготовка к завтраку, завтрак.
Культурно-гигиенические нормы. Самообслуживание «вся природа проснулась ото сна, давайте и мы умоемся». Правила этикета. Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца.
Двигательная
деятельность
По конспекту преподавателя
Изобразительная
деятельность
(лепка/ аппликация)
Тема: Лепка «Красивая птичка».
Программное содержание: Учить детей лепить предмет, состоящие из нескольких частей. Закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик), умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной игрушки.
Материалы: игрушечная птичка, пластилин, доски.
(Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду, стр. 94).
Утренняя
прогулка
Наблюдение за деревьями – развить наблюдательность, учить исследовать природные явление
Эксперимент «Послушный ветерок».
Рассказ воспитателя о ветре, силе ветра. Наблюдение за ветром.
Цель: Обратить внимание детей на изменения, произошедшие в природе; ознакомить с одним из свойств воздуха – воздушный поток может менять силу, развивать умение правильно дышать, смекалку и наблюдательность.
Подвижная игра «Кот и воробушки».
Цель: Учить детей самостоятельно одеваться на прогулку, выполнять трудовое поручение, развивать речевые и двигательные навыки, формировать умение самостоятельно выполнять поручение.
Индивидуальная работа: дыхательные упражнения «Ветерок», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»
Пальчиковая ига "Семья"
Вторая половина
дня
Организация питания. Подготовка к обеду, обед. Культура еды, элементарные правила поведения за столом "Дуем – остужаем, как легкий ветерок". Самообслуживание. Дежурство.
Подготовка ко сну. Игровое упражнение «Вешаем одежду на стульчики». Чтение пред сном сказки "По щучьему веленью" А. Толстой. Дневной сон. Постепенный подъем. Воздушные и водные процедуры.
Гимнастика после сна комплекс упражнений 4-й «Я на солнышке лежу» (Воспитательно-образовательный процесс, март-май, приложение 2, стр. 325).
Подготовка к полднику, полдник. Соблюдения гигиенических норм.
Создание радостного настроения, атмосферы общего веселья.
Эксперимент "Мыло-фокусник".
Цель: ознакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.
Чтение худ. литературы «Волк и семеро козлят» (в обр. А. Толстого)
Д/И «Кто в теремочке живёт?»
П/И «Найди свой цвет»
Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость
Прослушивание музыки.
Вечерняя
прогулка
Наблюдение за сезонными, погодными изменениями.
Накопление и обогащения двигательного опыта детей.
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования «Неживая природа. Звук». Беседа о звуках.
Цель: обучать умению определять предмет по издаваемому звуку. Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
Цель: расширять представления детей о сезонных и погодных особенностях весны. Развивать интерес к художественному слову, совместно играть в подвижную игру, соблюдая правила, самостоятельно одеваться на прогулку.
Работа с родителями : «Какой труд доступен детям».