Учебный план 1 младшая группа фгос. Подготовка ко сну, дневной сон. Игры, подготовка к прогулке, НОД и выход на прогулку

Татьяна Замятина
Реализация ФГОС в предметно-развивающей среде первой младшей группе

Доброе время суток! Приглашаю Вас в гости на просмотр нашей предметно - развивающей среды.

Реализация ФГОС ДО в предметно- развивающей среде 1 младшей группе.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» Е. Н. Тихеева

Руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом, в группе была организована предметно-развивающая среда. Она позволила нам дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов и уровня активности. Развитие и стимулирование познавательной, эмоциональной и двигательной деятельности детей происходит за счет обогащения среды различными элементами. Для детей 1 младшей группы прежде всего должна быть создана не только комфортная, но и безопасная предметно-развивающая среда. Перед тем как принять маленьких детей была продуманна и подготовлена пространственная среда. Это позволило детям познакомиться и легко ориентироваться в обстановке, которая была некоторое время стабильна. Дети смогли очень быстро научиться убирать игрушки на определенные места, тем самым включаться в трудовую деятельность. Приблизительно две трети пространства группы оставили свободной, для свободного передвижения. При подборе предметов учитывали такие качества: чистота цвета; несложные четкие формы; различные материалы; сертификация качества для использования в дошкольном учреждении. Предметная среда группы организованна так, чтобы способствовать развитию анализаторов, давала возможность обследовать и действовать.

Центр сенсорного развития

Для развития мелкой моторики детей, в группе имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки. Из дидактических игр предпочтение отдаем играм типа: лото, парные картинки. Наличие разнообразных мозаик: деревянной, крупной пластиковой, магнитной и гвоздиковой, также способствуют развитию сенсорных способностей малышей. Закрепление форм, цвета и величины происходит по средствам действия с разнообразными наборами кубиков и развивающих игр: «Собери дорожку», «Сложи узор», «Сложи картинку». Дети имеют возможность играть с предметами замещения: пластиковыми бутылочками и контейнерами с крышечками, картонными коробочками, крупными пуговицами и другими хозяйственными предметами, вышедшими из употребления. Примеряя их, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

Игровая зона для мальчиков и центр конструирования

Исходя из условий помещения мы объединили зону конструирования с игровой зоной для мальчиков. Такое совмещение позволило активизировать и разнообразить игровые действия детей.

Игровая зона оснащена крупным игровым оборудованием, все материалы размещены на открытых полках. Подбираем внешне привлекательные, яркие, игрушки, которые меняем два раза в месяц. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе доступны для детей, что способствует развитию его активности, самостоятельности.

В группе используем игрушки, отражающие реальную жизнь. Это машины специального назначения: скорой помощи, бетономешалка, пожарная, грузовая, легковая машины и т. п. Наличие различных по форме, цвету и материалу конструкторов позволяет разнообразить игровую деятельность детей.

Игровая зона для девочек

В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Парикмахерская", «Детский сад«. Мальчикам, для игры «Мастерская», обустроен ящик с инструментами. Эстетичность и современность материалов вызывают у детей желание играть. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды, является средством общения с взрослыми. Он позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые действия и образы. Часть игрового оборудования перенесены в спальную комнату. Это позволяет решать проблему ограниченного пространства.

Центр театрализованного развития.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр, является одним из самых демократичных и доступных видов искусства. Театральная деятельность позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, а также развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии и т. д.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности многогранны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. По средством театрализованной деятельности происходит и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые небольшие реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Имеющие зеркала, в групповом помещении позволяют ребенку видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику и внешний вид. Уголок ряженья позволяет ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Уголок уединения

При поступлении в детский сад, каждый ребенок проходит биологическую или физиологическую адаптацию. Происходит изменение привычной формы жизни ребенка. Поэтому так важно в шумном пространстве игровой комнаты создать уголок тишины и спокойствия, «Уголок уединения». Наш островок тишины, находится в спальной комнате. Мягкий диван, коврик на полу, легкая занавеска создают домашнюю обстановку. Наличие кукол, мягких игрушек, перчаточного театра и разнообразие маленьких подушек, массажных мячей позволяют комфортно расположиться и побыть наедине с собой, успокоиться, расслабиться и поиграть с любимой игрушкой.

Центр книги «У Слонёнка»

Центр книги «У Слоненка» находится удаленно от игровой зоны и также является спокойной зоной. Имеющаяся в группе подборка музыкальных сказок и аудиозаписей художественных произведений позволяет детям после прослушивания найти книги и рассмотреть к ним иллюстрации. В любое время воспитатель имеет возможность с подгруппой детей, расположиться на диванчике, почитать любимые произведения, или поиграть в настольные игры.

Центр продуктивной деятельности и музыкального развития.

Маленькие дети – это прежде всего деятели. Придя в детское учреждение они начинают проявлять активный интерес к рисованию. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить разные способы рисования и технику. Мы используем для рисования рулон простых белых обоев и восковые мелки. Обои закрепляем на столе и перематываем по мере использования. Малыши любят рисовать ладошками, для такого рисования используем гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски для рисования пальчиками. Работы детей помещаем в наш уголок «Радуга талантов».

Музыка и наличие музыкальных инструментов положительно повлияли на адаптационный период детей нашей группы. Детям очень нравиться извлекать звуки из предметов. Они знакомятся с названиями музыкальных инструментов.

Модульный сезонный уголок экспериментальной деятельности

Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования. Мы сделали своими руками используя детские ходунки. Использование кинетического песка позволяет укреплять мелкую моторику рук, учит усидчивости и аккуратности, а также стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.

Уголок безопасности дорожного движения.

Уголок безопасности дорожного движения интересует в первую очередь мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами для обогащения знаний и развитию сюжета в сюжетно-ролевых играх, для освоения знаний правил дорожного движения. Разнообразный материал: транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Своими руками изготовили костюмы для игры «Живой светофор» и жилетки с аппликацией разных машин.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников, а также обогащению опыта. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Мы предполагаем продолжать осуществлять поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды.

Образовательная область речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально — коммуникативное.

Цель: формирование представлений детей о домашних животных и их детёнышах.
Детская цель: помочь Телёнку найти его маму Корову.

Задачи:

Образовательные

  • Расширять представления детей об особенностях жизни домашних животных.
  • Формировать представление о взрослых животных и их детёнышах.
  • Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении звукоподражательных слов.

Развивающие

  • Развивать крупно моторные навыки, внимание,любознательность, зрительное восприятие.
  • Способствовать развитию силы голоса, фонематического слуха.

Воспитательные

  • Воспитывать устойчивую мотивацию к речевой деятельности,

чувство любви к окружающему миру.

Речевые:

  • Активизировать в речи детей слова названии домашних животных и их детёнышей.
  • Обогащать словарный запас детей словами: грустный, печальный, деревня, люди.

Материал и оборудование: мягкая игрушка Телёнок, колокольчик, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей (корова и телёнок, овца и ягнёнок, лошадь и жеребёнок), спортивные модули, фланелеграф, магнитофон.

Предварительная работа: Чтение сказки «Репка.

Ход НОД:
1.Создание проблемной ситуации
Звенит колокольчик.
— Дети, вы слышите, что-то звенит? Как вы думаете, что это? (колокольчик) Кто может звенеть колокольчиком? (ответы детей)
— Откуда раздаётся этот звук? (дети идут на звук колокольчика и видят телёнка, на шее которого звенит колокольчик)
— Ребята, кто это? (Теленок)

  1. Целевая установка
    — Дети, посмотрите телёнок грустный, печальный. Что же у него могло случиться? (ответы детей) Телёнок скажет мне на ушко, что произошло?
    Воспитатель делает вид, что слушает Телёнка.
    — Телёнок, потерялся и не знает где его мама.
  1. Мотивация к деятельности

— Дети, мы можем помочь ему? (да) Как? (Поискать его маму)
— Ребята, Телёнок живёт в деревне, он домашнее животное и за ним ухаживают люди. Кто ухаживает за телятами? (Люди)
— Куда нам надо отвезти Телёнка, чтобы найти его маму? (В деревню)

4.Проектирование решения проблемной ситуации

— Дети, как нам добраться до деревни? (На машине, на автобусе, на велосипеде, пойти пешком)
— Дети, может быть мы поедем на велосипеде?

  1. Выполнений действий

Мы отправляемся.

Физкультминутка (перемещение по группе):

Кручу, кручу, кручу педали, кручу,
Скорей я до деревни добраться хочу,
(поднимая ноги, медленно перемещаемся по группе)
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю скоро поворот,
(Руки держат «руль», повороты вправо-влево)
Мне подсказал дорожный знак,
Шоссе спускается в овраг,
(Присесть)
Кручу, кручу, кручу педали кручу,
Скорей я до деревни добраться хочу.

— Ребята, дальше на велосипеде не проехать: впереди ручеек, давайте перепрыгнем через него. А вот дерево высокое, а ветка весит низко, нужно наклониться, чтобы не ударится об ветку. А вот растут цветочки, переступите через них, чтобы не помять.
— Дети, Телёнок устал. Вот красивая полянка, стоят пенёчки, может, быть Телёнок и мы отдохнём?
— Дети, я вижу каких-то животных. Может, здесь мы найдём маму телёнка?
Воспитатель демонстрирует картинки с домашними животными и их детёнышами.
— Дети, посмотрите, кто это? (вывесить на фланелеграф) (Лошадь)
— Правильно. Лошадь-это мама Телёнка? (Нет)
— У лошади детёныша зовут жеребёнок (воспитатель показывает жеребёнка). Как зовут детёныша у лошади? (Жеребёнок)
— Лошадь большая. Она зовёт жеребёнка иго-го (низким голосом). Поможем лошади позвать жеребёнка. (Иго-го)
— Жеребёнок маленький ей отвечает…(высоким голосом). Дети помогите жеребёнку позвать маму лошадь (Иго-го (высоким голосом))

Воспитатель вывешивает жеребёнка рядом с лошадью на фланелеграфе.
— Дети, а это кто? (вывесить на фланелеграф овцу) (Овца)
— Овца — это мама Телёнка? (Нет)
— Правильно. У овцы детёныша зовут ягнёнок. Как зовут детёныша овцы? (воспитатель показывает ягнёнка) (ягнёнок)
— Какая овца по размеру? (большая) Поможем ей, позвать ягнёнка? (Бе-бе (низким голосом))
— А ягнёнок, какой по размеру? (маленький) Как ему ответить маме овце? (Бе-бе (высоким голосом))

— Маша, помоги ягнёнку добраться до мамы овцы (ребёнок вывешивает ягнёнка на фланелеграф рядом с овцой).
— Ребята, посмотрите, кто это? (Корова)

(воспитатель вывешивает на фланелеграф).
— Правильно. Это мама Телёнка? (Да)

— Какая корова по размеру? Помогите скорее ей позвать телёнка? (Му-му(низким голосом))
— А как говорит маленький телёнок? (Му-му(высоким голосом))

— Макар, помоги телёнку добраться до мамы коровы (ребёнок вывешивает телёнка на фланелеграф рядом с коровой).
— Корова, овца, лошадь — это домашние животные. За ними ухаживают люди: кормят их, строят жильё. За это корова даёт молоко. Овца – шерсть, из которой нам вяжут носки, рукавицы, шапки, кофты. Лошадь помогает перевозить тяжёлый груз. Как мы можем назвать корову, овцу и лошадь? (Домашние животные).

Звучит аудиозапись мычание коровы.

— Дети, кто это мычит? (корова) Это мама нашего телёнка. Дети, поможем скорее телёнку ответить маме корове. (Му-му-му (высоким голосом))

Воспитатель берёт Телёнка и говорит за него:

Спасибо, я теперь знаю где моя мама! До свидания!

Воспитатель уносит теленка за дверь.

Мы нашли маму Телёнка, он очень обрадовался.
А нам пора возвращаться обратно. На чём мы приехали в деревню? (На велосипеде)
— Мы долго ехали? (нет) А пешком дойти обратно сможем? (да)

Дети шагают за воспитателем. Звучит аудиозапись «Зашагали ножки топ-топ-топ».

— Вот мы и вернулись в нашу группу.

6.Анализ результата деятельности

— Ребята, кому мы сегодня помогали найти маму? (Телёнку)
— Кто мама телёнка? (Корова)

— Удалось нам найти корову? (да)
— Каких животных мы ещё видели? (Овцу и ягнёнка, лошадь и жеребёнка)

Если дети не назвали детёнышей, уточнить.

Кто детёныш у овцы? (Ягнёнок)
— Кто детёныш у лошади? (Жеребёнок)

Пальчиковая игра

«Домашние животные»

1, 2, 3, 4, 5
Как животных нам назвать?
(сжимать и разжимать пальцы)
Самых близких, самых верных
(потереть ладони)
Каждый знает их наверно.
(хлопать в ладоши)
Как назовём их,
(развести руки в стороны)
подумай немножко
(сжать пальцы в кулак, показать указательный палец)
В доме хозяйственном дружно живут
(соединить пальцы над головой, изобразить крышу)
Значит, домашними всех их зовут.

— Дети, а хотите узнать, кто ещё живет в деревне? (да)
Тогда мы с вами в следующий раз съездим в деревню и зайдем в гости к бабушке Матрёне. А в нашей группе тоже есть домашние животные, они очень скучали без вас, поиграйте с ними.

Название: Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе в соответствии с ФГОС. Тема: «Домашние животные и их детёныши»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Первая младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ « Детский сад № 8» «Черёмушки»
Месторасположение: город Череповец, Вологодская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 9 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Принято: Утверждено:

Педагогическим советом Заведующий

МКДОУ д/с №9 «Красная шапочка». МКДОУ д/с № 9 «Красная

Протокол № 1 Сухорукова Т.Г.

Рабочая программа

первой младшей группы

на 2016-2017 учебный год

составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»

Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2015 г)

Воспитатель:

Пирогланова Анжела Гаджимурадовна

2016г.

Ст. Воровсколесская

1.Целевой раздел……………………………………………………………….………3

1.1Пояснительная записка…………………………………………………………….…3

1.2Возрастные особенности детей 2-3 лет………………………………………….….5

2.1Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы…………………………………………………………………….…………...8

2.2Перспективный план по взаимодействию с родителями…………………………9

2.3Комплексно-тематическое планирование по освоению детьми 2-3 лет образовательных областей…………………………………………………………….11

2.4Образовательная область « Физическое развитие»……………………………..11

2.5Образовательная область «Социально - коммуникативное развитии………………………………………………………………………………..…15

2.6Образовательная область «Познавательное развитие»……………………….…19

2.7Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………….21

2.8Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»…………...23

3.Организационный раздел…………………………………………………………..26

3.1Организация жизни и воспитания детей……………………………………….…26

3.2Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………28

4.Список использованной методической литературы………………………….35

1.Целевой раздел.

1.1Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными

Документами:

. Конституция РФ, ст. 43, 72.

. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

. Закон РФ «Об образовании».

. Типовое положение о ДОУ.

. Сан ПиН 2.4.1.3049-13

. Устав ДОУ.

. ФГОС ДО.

1.2Возрастные особенности детей 2-3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребен-ка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе пред-лагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объ-екта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа-ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершен-ствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голово-нога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ори-ентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осу-ществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка про-блемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импуль-сивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заража-ются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гор-дости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связан-ные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлич-ного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровожда-ется рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нару-шением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в 1-й младшей группы: с 7.30 до 17.30.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧАСТООЗЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

Рабочая программа (по ФГОС)

воспитателя первой младшей группы «Пчёлки»

на 2015 - 2016 уч. г.

2015 г.

Основу проекта рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. , .

Рабочая программа прописана по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Рабочий вариант программы предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. , .

В этом варианте программы определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка .

Подбор материалов осуществлен с учетом пособия известных авторов - составителей, . (Волгоград: Учитель, 2011) «Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе « От рождения до школы» под редакцией. , .

Проект программы является « открытым » и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.

1. Пояснительная записка.

2. Физическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности .

3. Социально–коммуникативное развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

4. Познавательное развитие. Речевое развитие (интеграция). Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

5. Художественно-эстетическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности.

6. Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулках. Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Приложение.

7. Пример региональной модели перспективного планирования

Целевые ориентиры освоения программы

Пояснительная записка

Целями проекта рабочей программы является:

· создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

· формирование основ базовой культуры личности;

· всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен­ностями;

· подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспече­ние безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для реализации основных направлений проекта рабочей программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

· «Художественно-эстетическое развитие» («Художественное творчество», «Музыка»).

По каждому направлению определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В проекте рабочей программе представлен план организации деятельности детей на прогулке.

Режим дня в дошкольного образовательного учреждения

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

    время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-3 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Режим дня - Холодный период года (1-я мл. группа)

Режимные моменты

Ранний возраст

2-3 года

Утренний приём

Утренняя гимнастика

Самостоятельная деятельность, подготовка к НОД

Игры, самостоятельная деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

Возвращение с прогулки, игры

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъём, гимнастика после сна

Подготовка к полднику, полдник

Самостоятельная игровая деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой

Режим дня дошкольного образовательного учреждения

Тёплый период года

Режимные моменты

Ранний возраст

2-3 года

Утренний приём

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак, игры

Игры, подготовка к прогулке, НОД и выход на прогулку

НОД на участке

Игры, наблюдения, воздушные, солнечные ванны, труд

Возвращение с прогулки, водные процедуры

Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев:
содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональная - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступная – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасная – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Все компоненты РППС связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.
ОСНАЩЕНИЕ ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ:
Групповое помещение условно подразделяется на четыре зоны:
Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр природы»
Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр изо-деятельности»
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр игры»
Мини-музей «В гостях у сказки»: «Центр книги», «Центр музыки», «Центр театра»

Спокойная зона

«Центр познания» - ведущая образовательная область программы «Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Центр условно разделен на два блока:
«Сенсорное развитие» - материал обеспечивает возможность накопления представлений о форме, величине, цвете. Сюда входят предметы и игрушки из разного материала, разной формы и величины, мозаики, рамки-вкладыши, сборно-разборные игрушки, пирамидки, матрешки, наборы для забивания и другие. Также были изготовлены авторские игры с прищепками «Ежики», коробки с закручивающимися крышками «Фрукты», игра «Яблоня»для закрепления цвета, «Цветочная поляна», набор шумовых коробочек, клеенчатые полоски различной длины и ширины. Изготовлен ящик для манипулирования со звуковыми эффектами.
«Мир вокруг нас» - материал обеспечивает возможность для проведения деятельности по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологического сознания, знакомству с социальным миром, для развития у ребенка символической функции мышления и расширению представлений о предметах быта, их функционального назначения.
Сюда входят игры для интеллектуального развития, парные картинки, настольно-печатные игры разнообразной тематики, наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках». Были изготовлены авторские игры «Посуда и ее назначение», «Что за чем», «Собери картинку».
Собрана коллекция сюжетных и предметных картинок «Одежда», «Обувь», «Игрушки», иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания. Собрана коллекция «Загадочных предметов»
«Центр природы» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие»
В центре собран материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры. В центре имеются комнатные растения по программе, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования, игротека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные, имеется необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.).
Были изготовлены авторские игры: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет», «Времена года», «Что растет на огороде, что на дереве».
Приобретена дидактическая кукла, к которой пошиты наборы одежды по временам года.
Для обогащения представления детей о животном мире и мире рыб сделаны макеты «Скотный двор», «Террариум», «Аквариум»
Были составлены дидактические мультимедийные игры «Скотный двор», «Птичий двор», «Четвертый лишний».
Собраны коллекции камней, ракушек, семян.
Подготовлены картотеки экологический игр, ситуаций для активного поиска.

«Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, саморегуляции собственных действий.
Центр включает в себя огороженный занавеской уголок с пуфиком и отличается определенной изолированностью от остальных центров.
В нем собраны игры для спокойной деятельности: книги, мягкие игрушки, мозаика, парные картинки.

Зона средней интенсивности

«Центр конструирования» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм.
В центре нами были собраны: конструкторы разного размера, мягкие модули, фигуры для обыгрывания построек, альбом со схемами построек.

«Центр воды и песка» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Он включает в себя: стол с поддонами, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки; наборы рыбок, игрушки для переливания. Мною были собраны наборы для экспериментирования с водой и песком, составлены картотеки игр и экспериментов.

«Лаборатория» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Располагается вблизи окна. Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
В нашей лаборатории собран такой материал как: емкости для измерения, пересыпания, хранения, формочки для изготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, просовывания, мыльные пузыри, магниты, игрушки со звуковым эффектом.

«Центр изо-деятельности» - ведущая образовательная область «художественно-эстетическое развитие». В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Для формирования элементарных представлений о видах искусства нами были собраны альбомы: «Картины русских художников», «Глиняные игрушки», «Матрешки», «Деревянные игрушки».
В группе собраны множество разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности: цветные и восковые мелки, кисти, краски, кисти и розетки для клея, емкости для промывания ворса кисти от краски, собраны заготовки для рисования различной формы, рисунки иллюстрации знакомых детям предметов, готовые формы для выкладывания и наклеивания.
Составлены тематические альбомы: «Сказки», «Сказочные животные», «Сказочные предметы».
Изготовлены авторские дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Украсим тарелочку», «Выложи узор», «Неваляшки-яркие рубашки».

Зона насыщенного движения

«Центр двигательной активности» - ведущая образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Для успешной реализации программы в данном направлении нами было собрано необходимое оборудование: для ходьбы и бега, для прыжков, для катания, метания и ловли, ползанья и лазанья. Был собран физкультурный инвентарь: кегли, обручи, скакалки, воротца, игрушки – качалки, кубики, погремушки.
Для профилактики плоскостопия сделаны коврики массажные со следочками, для закаливающих процедур дорожки здоровья.
Для успешного разучивания новых подвижных игр с детьми были изготовлены маски, медали, шапочки. Собраны картотеки различных видов игр: подвижных, малоподвижных, дидактических. Собраны картотеки утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. Для ознакомления детей с разными видами спорта подготовлены альбомы для рассматривания: «Виды спорта», составлен альбом «Мама, папа, я – спортивная семья».
«Центр ряженья» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.
В центре собраны разные узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, кофточки, ленты, косички. Подобраны аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки – эмблемы на ободках, бижутерия из различных (не опасных для здоровья ребенка) материалов.
«Центр игры» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Столовая», «Кухня», «Спальня», «Водители», «Парикмахерская», «Больница». В них собраны игрушки, изображающие предметы труда и быта, предметы заместители.
Нами составлена картотека игр-ситуаций, к которой подобраны ролевые атрибуты, отображающие простые жизненные ситуации и действия. Также альбом для рассматривания «Игровые действия».
Составлена мультимедийная дидактическая игра «Для какой игры игрушка?»
Из ниток связаны муляжи овощей и фруктов, из теста изготовлены муляжи кондитерских изделий.
Мини-музей «В гостях у сказки»
«Центр книги», «Центр музыки», «Центр театра» мы условно объединили в единый комплекс «Мини-музей «В гостях у сказки» - ведущие образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Например, дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок сказочных героев из различных материалов, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней и верхней полке представлена детская литература, подборки картинок, отдельный стеллаж занимает театральная деятельность (виды различного театра)
Разделы мини-музея:
- «Галерея сказочных героев и волшебных предметов»
- Выставка книг
- Игротека
- Театр сказки
«Галерея сказочных героев» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности.
«Выставка книг» экспонаты данной коллекции собранные родителями, воспитателями. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.
Здесь собраны детские книги: произведения русского фольклора, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики. К ним собраны иллюстрации (ламинированные), игрушки, изображающие сказочных персонажей.
«Игротека» экспонаты данной коллекции собраны родителями, воспитателями группы. Игротека – развивающее пространство, место для проведения развивающих занятий, игр. Основные задачи игротеки - это стимулирование познавательной активности детей, развитие речевых навыков и умений, активация словарного запаса детей, совершенствование грамматического строй формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве. В этом блоке собраны авторские дидактические игры «Что за чем?», «Из какой сказки герой», «Стоит в поле теремок». Создана мультимедийная дидактическая игра «Путешествие в сказку». Приобретены настольно-печатные игры по тематике.
«Театр сказок» - экспонаты данной коллекции выполнены родителями, воспитателями группы. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Виды театра: бумажный, театр на руке, театр теней, театр на тарелках, театр на ложках, масочный театр, театр на фланелеграфе.
Мною изготовлены декорации, театральные атрибуты для постановки сказок согласно программе. Сделана красочная ширма.