Педагогический проект по здоровьесбережению в доу. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. этап - организационный

Пацкова Елена Александровна
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Культура здоровья дошкольника»

Проект в старшей группе по здоровьесбережению

«Культура здоровья дошкольника » .

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский.

Обоснование выбора темы

Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие «культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ».Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .

Проблема :

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .

Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .

Задачи :

1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .

2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.

3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.

4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

Вид : информационно-практический, игровой.

Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.

Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г

Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.

Этапы проекта .

Iэтап – Предварительный :

Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности

Мониторинг знаний детей,

Анкетирование родителей,

Изучение литературы,

Подготовка материала.

II этап (практическй) – реализация проекта .

Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

Чтение художественной литературы :

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .

Беседа :

- «Почему полезен солнечный свет для человека»

Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Психофизическое упражнения

«Из зернышка в растение»

Цель

Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :

«Здоровьесбережение в ДОУ »

Цель : проанализировать направления дальнейшей работы

Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта

Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски о здоровом образе жизни

03.10 Рассматривание репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства

Двигательное упражнение на передачу образа воды.

Цель : развитие образного мышления и воображения

Упражнение волна

Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку

репродукций картин

Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»

Ленточки, шумелки для выполнения упражнений

04.10 Чтение художественной литературы :

С. Проковьева «Лоскутик и облако»

Цель

Беседа :«Гигиена Кожи»

Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)

Просмотр мультфильма

«Как львенок и черепаха пели песенку»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей

Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :

предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,

05.10 Опытно – практическая деятельность

Опыт со свечой

Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.

Коллективная работа Рисование на тему :

«Подарим солнцу тепло своих ладошек»

Цель

Слушание

«Музыка покоя для детей»

Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»

Цель

Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Свечой, блюдцем,

Обогащение уголка творчества :

Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,

Оформление

06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,

Цель : повторить основные правила закаливания водой.

Чтение художественной литературы :

М. Пластова «Капля в море»

Цель : Воспитывать любовь к природе.

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Цель

Пополнение уголка для родителей

Тематические рассказы «Мир вокруг нас»

Книжный уголок :

Подготовить книги для чтения

09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»

Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель

Игра «Ручеек»

Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей

Консультация «Игровой самомассаж»

Центр художественно-эстетического развития

Подготовить аудиозаписи для прослушивания

10.10 Ситуативный разговор

«Как воздух проникает внутрь организма?»

Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.

Дыхательная гимнастика

Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Рисование :

пластилином «Нарисуй на дереве листочек»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей

Дыхательная гимнастика

Обогащение уголка творчества

Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка

11.10 Дыхательная игра

«Носиком дышу»

Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.

12.10 Познавательно-исследовательская работа

«Как мы чувствуем воздух»

Цель :

Игра «Как узнать, что я дышу?»

Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

Просмотр мультфильма

«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»

Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта

Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,

13.10 Коллективная работа

Аппликация

«Воздушный шар»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игровое упражнение

«Мир звуков»

Цель : коррекция слуха

Упражнения

«Загрузи машину»

Цель :

профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

Внесение спортивного оборудования.

Для упражнений по профилактике плоскостопия

16.10 Познавательно-исследовательская работа

«Физические свойства воды»

Цель :

Упражнение «Тепло Земли»

Цель : профилактика плоскостопия

Слушание

«Капли дождя» П. Мория

«Тарантелла» В. Гаврилин

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования

Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,

17.10 Коллективная работа

Аппликация : «Рыбка»

Цель : гармонизация детского коллектива

Игры на координацию движений, равновесия

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Обогащение уголка творчества :

Цветной бумагой, шаблонами, клеем

Повторить т/б при работе с клеем

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

18.10 Беседа «Как мы слышим»

Цель :

Самомассаж ступней ног

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Упражнение «Свирель»

Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани

Игра (Самомассаж)

«Чудесные ладошки »

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

19.10 Беседа «О минеральных камнях»

Слушание

«» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

: Привлечение родителей к организации выставки

Книжный уголок :

Организовать выставку рисунков по теме

«Минералы и полезные ископаемые»

20.10 Упражнение «Тепло Земли»

Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы

Просмотр мультфильма «Каменный цветок»

Цель : познакомить с произведением

23.10 Познавательно-исследовательская работа

«Свойство гипса»

Цель :

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

24.10 Коллективная работа

«Волшебное дерево»

Цель : гармонизация детского коллектива

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

«Семь нот здоровья » М. Лазарев

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения

Игра «Собери драгоценные камни»

Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :

Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.

Повторить т/б при работе с пластилином

Оформление

«Карта путешествия по сказочному миру природы»

25.10 Беседа «Растения – помощники человека»

Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений

Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»

Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации

Игра «Макушка дерева»

Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия

26.10 Чтение художественной литературы

Т. Попова «Мир вокруг нас»

Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Беседа : «Аптека в лесу»

Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Упражнение «Если бы я был деревом»

Цель : развивать двигательное воображение

27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»

Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений

Самомассаж «Чудесные ладошки »

Цель :

Упражнение «Где прячется Дюймовочка»

Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей

хатха-йога

30.10 Дыхательное упражнение

Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания

Слушание

«Вальс цветов» П. Чайковского

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Игра на осознания частей своего тела.

Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.

31.10 Слушание

- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас

Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения

Беседа «Чистота – залог здоровья »

Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Тематические рассказы

«Мир вокруг нас»

Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Игра (Самомассаж)

«Пальцев рук»

Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

III этап – заключительный (обобщающий) .

Рефлексия

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .

Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.

Проект по здоровьесбережению

"Ключик к здоровью"

В старше-подготовительной группе

Выполнили: воспитатель: Байбулова И.Р

Музыкальный руководитель: Частухина С.А

Педагогическое кредо проекта:

Забота о здоровье –

Это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей.

Зависит их духовная жизнь

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта : среднесрочный.

Участники проекта:

Дети старше-подготовительной группы;

Родители;

Воспитатель;

Музыкальный руководитель.

Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:

- незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей;

Недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;

Нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

Невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: показать значимость здорового образа жизни, прививать любовь к спорту и физической культуре.

Задачи:

- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры;

Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности;

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Формы работы:

    Чтение художественной литературы;

    Игры –подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;

  • Просмотр презентации;

    Рассматривание картинок по теме «ЗОЖ»;

    Заучивание речёвок,пословиц, поговорок, считалок;

    Праздник, развлечение;

    Утренняя гимнастика, гимнастика-побудка, пальчиковая гимнастика, физминутки;

    Экскурсии;

    Уголок для родителей (папки-передвижки, консультации, стенгазета, информационная копила «Народная мудрость гласит» и т.д).

Обеспечение реализации проекта:

Психолого-педагогические ресурсы:

Музыкальный руководитель;

Воспитатель;

Дети 5-7 лет;

Родители.

Материально-технические ресурсы:

Рассказы, сказки, былины, картинки;

Аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;

Мультимедийная техника;

Костюмы для праздника, развлечения;

Пособия для разных видов спортивной деятельности(«Дорожка Здоровья». «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи скороходы» , спортивный инвентарь д/с)

Ожидаемые результаты:

Организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

Формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня и т.д, и т.п.)

Активная помощь, заинтересованность родителей в организации работы по укреплению и сохранению здоровья детей.

Этапы работы над проектом

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Составление плана деятельности;

Сотрудничество с родителями;

Подбор литературных произведений для детей;

Изучение методической литературы;

Подготовка цикла бесед о здоровье, спорте.

2 . Основной.

Для успешной реализации задач проекта необходимо:

Оздоровительные мероприятия (ежедневно):

Утренняя гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика – побудка;

Подвижные и спортивные игры;

Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;

Прогулки;

Физминутки.

Профилактические мероприятия:

Профилактика плоскостопия (хождение по дорожкам «Здоровье»), лукотерапия;

Подвижные игры «Хромая лиса», «Сиди, Яша», «Волк и овцы», «Ручеёк», «Выше всех» и т.д

Познавательные мероприятия:

Экскурсии «В хоккей играют настоящие мужчины», «Встреча с тренером»;

Сюжетно – ролевые игры «Больничка», «Аптека», «Спортивная семья» и другие;

Дидактические игры «Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Вредно-полезно»

Беседы с детьми «Я и моё здоровье», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!», «Что такое личная гигиена», «Здоровые зубы-здоровью любы», «Скелет-наша опора», «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали», «Правила поведения во время еды», «Наша Армия сильна»

Чтение художественной литературы: сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки», К.Чуковский «Мойдодыр»

Презентации «В здоровом теле- здоровый дух», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»

После сна: гимнастика в постелях, ходьба по ребристой дорожке, самомассаж ушей, рук, ног;

Праздники: «Праздник забытых игр», «Школа молодого бойца», развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»

Викторина «Заморочки из бочки»

Схема реализации проекта

Срок реализации

Утренняя гимнастика

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Беседа « Я и моё здоровье ».

Гимнастика-побудка» «Снежинки»

Сюжетно-ролевая игра «Больничка»

Просмотр презентации «В здоровом теле- здоровый дух»

Пальчиковая гимнастика «Кулачок»

Подвижная игра «Хромая лиса»

Беседа «Здоровые зубы-здоровью любы»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Привлечение родителей: подбор дома с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Беседа «Чтобы уши слышали»

Дидактическая игра «Сломанный телефон»

Развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»

Консультация для родителей «Родителям о гимнастике-побудке»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Оформление папки – передвижки в уголок для родителей «Овощи и фрукты-витаминные продукты»

Беседа «Скелет-наша опора ».

Дидактическая игра «Вредно-полезно»

Лукотерапия

Изготовления пособия

«Лыжи-скороходы»

«Праздник забытых игр»

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в домашних условиях, в повседневной жизни для детей старшего дошкольного возраста»

Презентация «Зимние виды спорта»

Подвижная игра «Сиди, Яша»

Коллективная работа

«Дорожка здоровья»

Экскурсия на универсальную площадку

«В хоккей играют настоящие мужчины»

Привлечение родителей к изготовлению спортивного пособия своими руками

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Беседа «Наша Армия сильна»

Гимнастика-побудка «Дружные ребята»

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Беседа «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали»

Изготовление подарков к Дню Защитника Отечества

Профилактика плоскостопия «Дорожка здоровья»

Экскурсия в спорткомплекс «Встреча с тренером»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Изготовление спортивного игрового пособия «Ручной футбол»

Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!»

Дидактические игры «Витамины на тарелке»

Лукотерапия

Оформление информации-копилки для родителей «Народная мудрость гласит»

Викторина «Заморочки из бочки» (формирование здорового образа жизни)

Привлечение родителей: рисунки с детьми на тему «Спортивная семья»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа «Что такое личная гигиена»

Подвижная игра «Выше всех»

Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»

Чтение сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки»

Игры с пособиями. сделанными своими руками «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи-скороходы»

Беседа «Правила поведения во время еды»

Дидактическая игра по режиму дня «Что сначала- что потом?»

Выставка рисунков на тему «Спортивная семья»

Стенгазета для родителей «Советы Доктора»

Праздник «Школа молодого бойца»

Игра «Угадай на вкус»

Презентация по проекту «Ключик к здоровью»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Заключительный

- праздник «Школа молодого бойца» с участием родителей.

Презентация по проекту «Ключик к здоровью»

4этап

Анализ

Расширилось представление детей о здоровом образе жизни;

Закрепились физические, творческие, познавательные, музыкальные способности детей;

Активное вовлечение родителей в реализации проекта по формированию навыков здорового образа жизни.

Пути распространения

Через средства массовой информации, сайт д/с, флэш-носители родителям.

Заключение

Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство Земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

Литература:

1. . «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа»/ Под ред. Л.И. Пензуаева

2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 384 с. (Программа развития). С. 3-6

3. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;

4. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.

5. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.

6. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.

7. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.

8. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».

Приложение №1


БЕСЕДА «Я и мое здоровье»

Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Формировать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления здоровья

; -совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений;

Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости на физкультуре, взаимовыручки, умение общаться с коллективом

; - способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребёнка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, давайте поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым? (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр.Он сильный и смелый.) А кто из вас знает, что нам надо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми? (Надо беречь себя, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, больше гулять на улице). Ребята, вы всё правильно сказали, значит – “Спорт – помощник, спорт – здоровье, спорт – игра, физкульт-ура!”. Раз спорт очень важен для укрепления здоровья то, предлагаю вам немного им позаниматься. Давайте в начале, проверим нашу осанку и подготовимся к занятию.

ХОДЬБА: ходьба на носках, на пятках;

Ходьба: пятки вместе, носки врозь;

Ходьба: носки вместе, пятки врозь;

“Паучки” - ходьба на ладонях и ступнях;

БЕГ: - бег с высоко поднятыми коленями

; с захлёстыванием голени;

с прямыми ногами;

Ходьба, восстановление дыхание.

Воспитатель контролирует качество выполнения упражнений, исходные положения, подсказывает в случае затруднений.

ОРУ с мячом большого диаметра.

3 - Молодцы! Хорошо позанимались! А кто мне сейчас ответит, какую песенку поёт сердце? (Тук-тук-тук) Правильно: тук-тук-тук. - Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняет и сердце у каждого из вас. Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее. Своему сердцу необходимо помогать. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо, вовремя отдыхать. Именно потому вы ложитесь после обеда в кроватки, а по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся они сами, взрослые. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее».

Дошкольники выполняют релаксацию в положении лежа на спине и замеряют частоту биения своего сердца.

«Солнечный зайчик» (Релаксационное упражнение)

Воспитатель: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Воспитатель и дети разрабатывают правила, соблюдая которые можно сохранить свое здоровье. Правила 1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.

2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.

3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, - все эти продукты очень полезны.

4. Если вы больны, то лежите в постели столько времени, сколько назначил врач. Психогимнастика: «Я – доктор»

Каждый ребёнок входит в образ доктора – целителя будущего, которому всё подвластно. Доктор «лечит» поглаживанием, сочувствием.

Он приказывает органам:

Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.

Животик, будь мягкий: кишечник мой, работай точно и в нужное время.

Я здоров, я никогда не буду болеть, я всегда буду весёлым, милым, красивым

Приложение №2

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» в старшей группе детского сада. Приложение к проекту «Будь здоров!»

Цель:

Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Беседа о витаминах:

Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.

Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он.

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Тип проекта : практико-ориентировочный

По содержанию : социально-педагогический

Участники проекта : дети, педагог дополнительного образования воспитатели, педагог - психолог, медсестра д/с, родители.

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (1год) .

Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость. Актуальность.

Здоровьесбережения детей дошкольного возраста, является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Вследствие этого, несомненно, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено укреплению и поддержанию здоровья дошкольников, с выделением отдельной образовательной области «Физическое развитие» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информационным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психической, готовой к адаптации в разных жизненных условиях. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Цель проекта: о беспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи проекта:
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников; - способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Ожидаемый результат:
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, увеличение резервов его здоровья, и как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.

2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «Педагоги и родители – единый коллектив»;

4. Снижение заболеваемости и повышение академической успеваемости.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Здоровейка» будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Участники проекта

Сроки

Содержание работы

    Подготовительный

Проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта;

Мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;

Диагностика эмоционального состояния детей на начало учебного года;

Изучение передового опыта и новых подходов в организации оздоровления и укрепления физического и психологического здоровья детей.

Изучение условий реализации проекта;

Привлечение родителей к участию в проекте;

Утверждение проекта и источников финансирования.

Определение цели и задач;

Анкетирование родителей;

-создание условий , способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

Анализ имеющегося спортивного оборудования, составление сметы по приобретению необходимого спортивного, игрового оборудования;

Анализ имеющейся мед.техники;

Изготовление нестандартного спортивного оборудования и пополнение спортивных уголков в групповых помещениях;

- разработка перспективного плана работы

Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий.

Старший воспитатель,

Восп итатели ,

Мед.сестра

Р одители,

Д ети

Сентябрь 2 014 г.

Мониторинг детей на начало учебного года.

Диагностика эмоционального состояния.

Подборка методического пособия и литературы для работы над проектом.

Просмотр развивающей среды и оборудования, анализ,

расчёт сметы на приобретение необходимого спортивного оборудования, мед.техники.

Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»;

II. практический

Проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

Проведение цикла тематических бесед;

Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей и формировании привычки к ЗОЖ

- семинары-практикумы по приобретению знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитание у детей культуры здоровья.

- консультации для родителей по формированию физического, психического здоровья детей.

- выставки родительского творчества «Чистая планета - здоровый ребёнок -здоровая нация»

Проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с участием родителями.

Взаимодействие со ст. мед.сестрой

- Проведение Дня Здоровья в ДОУ

Закаливающие процедуры

Проведение цикла дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз

Обучение диафрагмальному дыханию по психокоррекционной программе «Волна» по методике Биологически обратной связи.

Самомассаж, точечный массаж, массаж рук, ушек

УФО процедуры

Ингаляции верхних дыхательных путей

Воспитатель, родители, дети

Сентябрь – апрель 2014 – 2015 г. г.

Туристические походы

Физкультурные праздники

Оформление Альбома детских рассказов «Я хочу здоровым быть»

Выставки детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;

Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»

Ежедневная профилактика

III заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

Проведение недели здоровья с педагогами и детьми;

Заключительный спортивный праздник;

Анкета для родителей

Исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;

5.Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта.

Старший воспитатель,

Воспитатель, Р одители,

Д ети

Май 2015 г.

Мониторинг детей на конец учебного года;

Диагностика эмоционального состояния детей на конец учебного года;

Анкета для родителей «Растём здоровыми»;

Пр езентация «Чистая планета – здоровый ребёнок – здоровая нация ».

План выполнения проекта:

Виды деятельности

Содержание

Изучение содержания проекта, формулировка проблемы.

Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни, изучение и внедрение новых методик по оздоровлению детей.

Ежедневная профилактика

1.Утренняя гимнастика по разработанному в соответствии с задачами проекта комплексу утренних гимнастик с использованием спортивного оборудования

Гимнастика после сна бодрящая

2.Игровая дыхательная гимнастика

3.Самомассаж, массаж рук, ушек,

точечный массаж, пальчиковая гимнастика

4.Закаливающие процедуры:

Луковый напиток в период возможного повышения заболеваемости

Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой в период с 01.10.2014г по 01.03.2015год

Сон без маек и подушек

Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями

Рижский метод

5.Ингаляции верхних дыхательных путей (по рекомендации педиатра)

Профилактика зрительного утомления, развитие глазодвигательных мышц. (По методике – доктора медицинских наук В. П. Базарный)

Коррекционные технологии

Арттерапия (лечение искусством: слушание музыки; глина, песок, рисование).
. Анималотерапия (имитация животных). Психотерапевтические прогулки (экскурсии)
. Сказкотерапия (коррекция эмоциональной сферы ребенка).
Технологии музыкального воздействия.. Психогимнастика.

Беседы

«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;

«Если хочешь быть здоров!»;

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;

«Беседа о здоровье, о чистоте»;

Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);

«Здоровая пища»,

«Как вести себя в поликлинике»,

Сказка-беседа «Мойдодыр».

Игры

Игры на развитие двигательной активности

Малоподвижные игры

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»; «Аптека»

Дидактические игры

Прогулки на свежем воздухе.

Подвижные игры;

Физкультурные занятия на спортивном участке с использованием спортивного оборудования;

Закаливающие процедуры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Игротренинги.

Досуги, развлечения

«Пожарная эстафета – Кошкин дом», «Папа, мама, я –спортивная семья», «Зарница», «Разноцветная радуга – дуга», «Зов джунглей», «В гости к Айболиту»

Работа с родителями

Консультация «Физкультурное оборудование своими руками», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и др;

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.;

Наглядность в виде информационных файлов «Семь условий здорового ребенка», «Будь здоров!» и др;

Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;

Мастер-класс для родителей: «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Семинар-практикум для родителей на тему: «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».

Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»;

Коллаж «Быть здоровым – здорово!»

10.

Анализ проделанной работы

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 253 открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги»

Ст.Литовко

Разработал: Старший воспитатель

1квалификационной категории

Ф.И.О. Щёлкина А.В.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Педагогический проект на тему: «Здоровьесбережение детей дошкольного возраста в ДОУ»

План проекта:


  1. Анализ ситуации.

  2. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуальность целевого проекта.

  3. Выявление проблемы.

  4. Цель, задачи педагогического проекта.

  5. Стратегия, методы, принципы реализации проекта.

  6. Программа реализации проекта.

  7. Рабочий план реализации проекта.

  8. Предполагаемые результаты.

  9. Дальнейшее развитие проекта.

  10. Список используемых источников.

  11. Приложение.

1. Анализ ситуации.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье-это радостное отношение к трудностям.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

2. Актуальность проблемы.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».


Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

3. Выявление проблемы.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

4. Цель проекта.

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

3.Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи проекта:

Образовательные:

Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

5. Условия реализации проекта:

1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Методы реализации:

1. Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития.

2. Проведение исследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение).

3. Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов.
4. Мониторинг.

6. Программа реализации проекта.

Нормативно-правовая и документальная база

Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются:


  • Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) 2.9.;

  • Конвенция по Правам ребёнка.

7. Рабочий план реализации проекта.

ЭТАПЫ

Подготовительный

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

Анализ научно-методической литературы;

Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;

Анкетирование родителей.

^ Ожидаемый результат

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг).

ЭТАП II

Прогностический

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;

Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);

Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

Изменение режима деятельности ДОУ;

Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

^ Ожидаемый результат.

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.

ЭТАП III

Практический

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

Разработать и внедрить рабочую программу «Здоровячок» с элементами валеологии;

Разработать валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;

Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

Состоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

Организация логопедической работы с детьми;

Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.

^ Ожидаемый результат.

Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.

ЭТАП IV

Заключительный

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;

Развивать познавательную активность дошкольников;

Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

Ожидаемый результат.

Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

8. Прогнозируемые результаты.


Дети должны знать


Уметь


^ Здоровье и здоровый образ жизни


Сущность понятия “здоровье”

Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле

О роли правильного питания

Значение гигиенических процедур для здоровья


Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма

Соблюдать правила питания

Выполнять гигиенические процедуры


^ Спорт – это жизнь


О роли двигательной активности в повышении работоспособности

Правила закаливания организма

О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия


Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях

Выполнять доступные виды закаливания


^ Твой выбор


Полезные и вредные привычк.

Привычки укрепления здоровья

О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье


Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ


Саморазвитие


Знать самого себя и свои возможности.

Способы взаимодействия с людьми

Качества, достойные человека

Черты характера людей

Причины неуверенности в себе

Виды давления

Причины неуверенности в себе


Оценивать самого себя

Отстаивать свою точку зрения

Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном

Говорить “нет” в опасных ситуациях.

Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях

Находить друзей по интересам


9. Дальнейшее развитие проекта.

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления

10. Список используемых источников.

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.


2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

5. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001

7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

Обоснование необходимости создания проекта:

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.

Паспорт проекта.

Вид проекта: практико–ориентированный, открытый
Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: июнь 2013 – июнь 2014
Этапы реализации проекта:
1 этап – Аналитический.
2 этап – Практический.
3 этап – Основной.
4 этап – Заключительный.

Цель проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода.
Задачи проекта:
Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни.
Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов;
Разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях;
Разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей;
Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;

Этапы и механизмы реализации проекта

I этап – аналитический/июнь 2013 г.
Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
— анализ состоянию здоровья детей;
— анализ развития двигательных навыков детей;
— оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
— формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
— Организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.

II этап – практический июль 2013 г. – август 2013г.
Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ — «Будь здоров, малыш!».
Планово-прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
— Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
— Разработка Модели системы по здоровьесбережению «Будь здоров, малыш!»
— разработка методических рекомендаций по использования Системы
/ педагогический инструментарий/;
— систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
— разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

III этап – основной сентябрь 2013 – апрель 2014
Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Организационная деятельность:
Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни.
— Разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
— Подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным
подходам к сохранению здоровья;
— Организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом, РДК;
— Организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению
в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
Организация работы Творческой группы:
— по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
— по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.

IV этап – заключительный май — июнь 2014 г.
Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
— Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
— Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
— Подведение итогов проекта.

Ресурсное обеспечение






Ожидаемые результаты от реализации проекта

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент.
2. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ.
3. Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МАДОУ детском саду № 16 « Родничок» г.Янаул «Будь здоров!»
4. Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий
5. Снижение заболеваемости детей на 6 %
6. Разработка системы мониторинга;
7. Создание семейного клуба «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.