Поддержание дисциплины в коллективе. Психологические приёмы организации дисциплины в группе детского сада

Татьяна Пермякова
Психологические приёмы организации дисциплины в группе детского сада

Дисциплина - это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Дисциплина в детском саду - это основа спокойствия и порядка в группе .

Дисциплина нарушается тогда , когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды - причин может быть масса.

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует :

профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;

формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;

развитию ребенка как личности - формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

В младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.

Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.

Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания» ; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело» .

Условия формирования и поддержания дисциплины в группе :

Культура общения воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать

вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям , стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь , положительно отражается на формировании у них дисциплины .

Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т. е. четкое проведение режимных моментов, в т. ч. систематическая и последовательная организация НОД , дисциплинирует ребенка . Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры , а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Наличие правил жизни группы , сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Правила отражают аспекты поведения :

организационные (по лестнице идем друг за другом) ;

коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается) ;

коммуникативно - организационные (если я тут играю, не убирайте) .

Единство педагогических требований;

Формирование самоконтроля, как свойства личности.

Требования к правилам группы :

Четкость - правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка, доступно его понимания в форме указаний, а не запретов. Например : «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место» , «Входя в групповую комнату , надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д.

Без «не» - в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано - мозг ее не воспринимает.

Эффективность - правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.

Количество - одновременно в группе действует не более 3–5 правил.

Согласованность - правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.

Тон обращения - требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.

Альтернатива - к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.

Повторяемость - введенные правила необходимо периодически повторять.

Наглядность - для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе , плакаты можно убирать.

Не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка : в движении, познании, упражнении.

Воспитывая дисциплинированность , педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Технология ведения и соблюдения правил :

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание) ;

правила периодически повторяются;

для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убираются.

Главные принципы общения с ребенком - принять, понять, поддержать.

Психологами доказано , что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму . Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться . Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду , то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом» , «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось» ) «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует» )

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят : «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина , а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить.

Понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором :

Взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

Помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

Помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком :

1. «Язык принятия»

2. Метод отражения чувств ребенка - проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен» ,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным» ,

«Ты боишься, что у тебя не получится» ,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела» .

Эффект метода : мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила :

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает» ,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же» ,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось» .

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета» , который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать : взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

На самого себя

Сравните : «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки» .

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение» .

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь» , «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же» .

На третье лицо

Сравните : «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться» .

На объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните : «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее» .

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться» .

5. Метод «временного языка»

Сравните : «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!» ) «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»).

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание : «Ты же умная, терпеливая, способная девочка» .

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением : «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого» .

7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел» , «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?» .

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок» )

Сравните : «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку» .

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины , неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является :

1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье , отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;

2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;

3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете» );

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи» .

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины :

Минимизировать внимание (возможно игнорирование)

Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом

Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)

Прекращение деятельности

Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)

Обращение на примеры хорошего поведения

Пересаживание на «стул размышлений»

Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон

Подчеркивать достижения, даже незначительные

Исключение из работы

Удаление от зрителей

Откладывание или лишение чем – то заниматься

Беседа с родителями

Заключение ВАЖНО ПОМНИТЬ : Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

— это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем.

Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.

Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно . Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты , которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — гиперактивные дети. Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка , вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один-два-три-четыре-пять. Сейчас мы будем все читать!».

Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.

Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.

Например, поиграйте в игру «Руки-ноги» . По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит» . Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

МКДОУ Новохоперского муниципального района Воронежской области

« Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Воспитатель: Аулова.М. А.

«Методы и приемы под держания дисциплины в группе детского сада»

5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:

    дети не хотят убирать игрушки;

    ребенок кричит и бегает по группе;

    дети играют, когда нужно начинать занятие, и т. д.

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.

Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы за полняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».

Анализ проводится по следующим показателям: физиологи ческие и психологические особенности проблемы; в чем нужда ется ребенок (его желания, потребности); как взрослые прово цируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, свя занной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педа гогов на возможность осуществления предложенных рекомен даций в практической деятельности. 3. Практический инструментарий. Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам». Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу аций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:

коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).

При формулировании правил следует избегать частицы «не».

Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.

Не должно быть много правил одновременно (не боль ше 3-5).

Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.

Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож но только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.

Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду шевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

правила периодически повторяются;

для иллюстраций правил используются плакаты с изо бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;

регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.

Похвалить тех, кто выполнил правило.

Оценивать поведение, а не личность.

Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.

Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы полнению правил.

Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1 . Формулируйте требования конкретно.
Например:

- В помещении группы ходи медленно.

- Поиграл - убери на место.

- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

- Не бегай! (Ходи медленно.)

- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми нающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

    Сережа - 10 минут.

    Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката логе могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

- А как тебе удалось выполнить все правила?

- Ты затратил много усилий?

- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

- Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от меры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг рал -. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на казания применяются в крайних случаях и только непосредст венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

    Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме жду разными людьми.

    Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч ше играть нескольким детям, и т. п.).

    Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.

    Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести

себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жизни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот ных. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

    Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.

    Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни мание на ребенка, который ведет себя хорошо.

    Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.

    Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окру жающих.

    Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни тельный игровой материал или пространство в группе.

    Помните, что улыбка или доброе слово также является по ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под ва шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.

    Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисование, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.

    Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пределы группы и территории дошкольного учреждения, посеще ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

В любом случае педагогические методы и приемы не долж ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагоги ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла ствовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст венному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип- требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децен трации - поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично стных качеств взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического кли мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. «ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ № 107 ЧЕЧЕНЕВОЙ Е.А.

  1. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ ДОУ № 107 ИЛЬГОВА С.Н.

Основа современного дошкольного образования - личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы - формирование дисциплины.

Что такое дисциплина?

Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».

«Дисциплина - это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

«Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь).

Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

  • профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
  • развитию ребенка как личности - формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.С какого возраста следует прививать дисциплину? Использование игр - оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил - необходимо только подобрать подходящие игры.Что необходимо для формирования дисциплины?
  • Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:
  • В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.
  • Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста - включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
  • Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
  • организационные — нужно убрать за собой после игры; по лестнице идем друг за другом;
  • коммуникативные — регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться помогаем, если у кого-то что-то не получается ;
  • коммуникативно-организационные — если я тут играю, не убирайте ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем .Правила не могут быть унифицированными, общими для всех - они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.Четкость - правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка. Без «не» - в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано - мозг ее не воспринимает. Эффективность - правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются. Количество - одновременно в группе действует не более 3–5 правил. Согласованность - правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми. Тон обращения - требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном. Альтернатива - к запрету предлагаются альтернативные способы поведения. Повторяемость - введенные правила необходимо периодически повторять. Наглядность - для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный - правило нарушается всегда, желтый - изредка, зеленый - не нарушается.Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.
  • Кроме введения правил необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:
  • Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время? В первую очередь необходимо акцентировать внимание на тех детях, которые следуют им, и как можно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность - только поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (к ссоре или травме). Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.
  • Требования к правилам группы
  • Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл — убери» и т. п.
  • систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
  • моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
  • акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
  • обсуждать в группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.правила вводятся постепенно, поэтапно;правила вводятся в специально отведенное для этого время;правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание); для иллюстраций правил используются плакаты с изо­бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан­ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
  • Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос­лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
  • Зачем нужны правила?
  • если правила выполняются, плакаты убираются.
  • правила периодически повторяются;
  • правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
  • предпочтительно их введение в начале учебного года;
  • Технология ведения и соблюдения правил:
  • помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
  • помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре­дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе­ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;
  • регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

  • Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
  • Похвалить тех, кто выполнил правило.
  • Оценивать поведение, а не личность.
  • Стараться не наказывать, дать детям возможность оце­нить последствия своего поведения.
  • Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы­полнению правил.

Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа­гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова­тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз­можностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

  1. Формулируйте требования конкретно .

Например:

— В помещении группы ходи медленно.

— Поиграл — убери на место.

— Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

  1. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.

Например:

— Не бегай! (Ходи медленно.)

— Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

— Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

— Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т. д.

— Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

  1. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

— В помещении группы ходи медленно!

— Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). — Кукла бегает и падает (травма).

  1. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на­звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван­ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо­вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж­даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми­нающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо­гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа — 10 минут.
  2. Дима — 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче­ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по­ стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст­венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо­койно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте­пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет­ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила — прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет -нарушал правило все время, желтый — иногда, зеленый — всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при­щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож­но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката­логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че­го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра­вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж­дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

— А как тебе удалось выполнить все правила?

— Ты затратил много усилий?

— Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

— Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи­татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз­расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де­журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра­вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протя­жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от ме­ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин­тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг­рал -. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста . Де­ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде­нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на­казания применяются в крайних случаях и только непосредст­венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны­ми, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель­зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи­тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова­ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи­тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием­лемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос­лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме­жду разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи­мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест­ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч­ше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото­рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
  • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска­зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но­тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жиз­ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре­шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу­чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот­ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника­ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст­ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.
  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик­тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни­мание на ребенка, который ведет себя хорошо.
  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка­кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде­ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа­ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче­му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окру­жающих.
  • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме­стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни­тельный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является по­ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо­лированных детей в совместную деятельность вначале под ва­шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб­ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова­ние, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя­занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре­делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще­ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов. Детское поведение, черты характера — показатели педагоги­ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла­ствовать собой» (в меру детских возможностей).Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно прин­цип- требовать, уважая — должен быть в основе отношений взрослого и ребенка. Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично­стных качеств взрослого. Счастливость человека зависит от психологического кли­мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо­ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, — взрос­лого с ребенком.
  • Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст­вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.
  • От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо­ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децентрации — поставить себя на место другого, взглянуть на происхо­дящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.
  • Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат­ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля­ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст­венному становлению.
  • В любом случае педагогические методы и приемы не долж­ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: . Проведенный нами, анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что проблемой дисциплины детей - дошкольников занимались Макаренко А.С., И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий («Возрастная психология» ) , Б.С. Волков, Н.В. Волкова («Психология общения в детском возрасте» ) , А. Кравцова («Непослушные детки» ) , Ю.Б. Гиппенрейтер («Как быть ребенком» ) . Все они в той или иной мере подчеркивают, что дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.

Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих в разрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивает А.С. Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания» ; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело» .

Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Немаловажным условием формирования и поддержания дисциплины в группе является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т.е. четкое проведение режимных моментов, в т.ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Особое внимание педагог должен уделить тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Этому способствует правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.

К одним из следующих методов формирования и поддержания дисциплины у дошкольников можно отнести четкую формулировку правил поведения. Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место» , «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней» , «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша няня чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его» . Или «Машенька первая вошла в раздевалку и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят» . Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых. Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение. В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель должен быть в меру требователен к ним, ибо для малышей регуляция собственного поведения представляет достаточную трудность. В то же время он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе дети уже освоили первые правила, и поэтому воспитатель постоянно следит за самостоятельными, их выполнениями, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибки. В этом возрасте дошкольники уже обладают большими возможностями в регулировании своего поведения. Но у них может проявляться расхождение между знанием правил и поступками. Ребенок нередко поступает вразрез с требованием взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Поэтому важной задачей педагога является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. К концу пребывания в средней группе от детей уже можно добиться сравнительно высокой дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил.

Исходя из вышеизложенного, нам бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком - принять, понять, поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия Язык непринятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом» , «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось» ) «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует» )

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения» . Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

Следующий принцип - понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Следующий принцип – поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором:

  • взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
  • помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:

  1. «Язык принятия»
  2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен» ,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным» ,

«Ты боишься, что у тебя не получится» ,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела» .

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает» ,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же» ,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось» .

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета» , который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

На самого себя

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки» .

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение» .

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь» , «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь» .

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же» .

На третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения» .

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться» .

На объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее» .

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться» .

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!» ) «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится» ) .

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка» .

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого» .

7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел» , «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?» .

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок» )

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку» .

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является:

  1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т.д) , то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;
  2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
  3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете» ;

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи» .

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины:

  • Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
  • Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
  • Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)
  • Прекращение деятельности
  • Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
  • Обращение на примеры хорошего поведения
  • Пересаживание на «стул размышлений»
  • Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
  • Подчеркивать достижения, даже незначительные
  • Признание авторитета
  • Исключение из работы
  • Удаление от зрителей
  • Откладывание или лишение чем – то заниматься
  • Беседа с родителями

Таким образом, в современной психолого - педагогической литературе проблема изучения дисциплины как социально – психологического феномена представлена достаточно широко (на нашем круглом столе Вы видите труды ученых по данной проблеме) . Подводя итог представленного вам анализа литературы, можно заключить, что дисциплина – это неотъемлемая характеристика детского коллектива, а воспитание ее – одна из основных обязанностей воспитателей.