За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.
Рост и вес в 12 месяцев
Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.
Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.
Умения и навыки в 12 месяцев
- В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
- Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
- Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
- Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
- Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
- Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.
Появление первых зубов
В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.
Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.
Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.
Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.
При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.
Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев
- Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
- Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
- Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
- Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
- Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
- Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
- Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
- Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Кризис первого года
В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.
Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.
Проверка темпов развития в 12 месяцев
Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.
- Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
- Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
- Произносить и понимать несколько простых слов.
- Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
- Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
- Может определить объекты по описанию и указать на них.
Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:
- Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
- Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
- Стоя не способен выдержать свой вес.
- Слишком спокойный
Питание в 12 месяцев
Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.
В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.
Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.
Режим дня в 12 месяцев
Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.
Развивающие игры в 12 месяцев
Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.
При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.
Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.
Особое внимание в уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.
Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Ребенок в возрасте от 12 до 13 лет: начало больших перемен
В жизни двенадцатилетнего школьника происходит слишком много изменений, которые сопровождаются разными эмоциями – от очень светлых до резко негативных. Вчерашний малыш превращается в подростка.
Физиологическое развитие ребенка в 12 лет
Этот период является по-настоящему сложным: организм перестраивается сразу на нескольких уровнях, вследствие чего внешность мальчиков и девочек сильно меняется. Наблюдается рост практически всех костей. Конечности развиваются непропорционально. В какой-то момент детская фигура станет казаться угловатой, может появиться сутулость. Корректировать рост скелетной и мышечной ткани рекомендуется посредством регулярной физической активности.
Активное развитие сердечно-сосудистой системы провоцирует легкие недомогания, переутомления. Повышается функция щитовидной железы, эндокринной системы, половых желез, вследствие чего возникают «гормональные» бури. Заметные внешние изменения (появление первых волос в паховой и подмышечной зоне, рост груди у девочек и «ломка» голоса у мальчиков) сопровождаются внутренним беспокойством, возникающим из-за перестройки нервной системы.
Психологическое развитие в 12 лет
Поведение детей резко меняется: из-за недомоганий и внутренних конфликтов притупляется внимание, снижается производительность труда, ухудшается успеваемость. Подросток ищет новое место в социуме, открывая неизвестные грани собственной личности. Могут появиться нервные расстройства, затяжные депрессии. Ребенок утрачивает интерес к привычным занятиям. Теперь его интересуют взрослые социальные игры: построение отношений, анализ поступков и определение собственной линии поведения. Повышается коммуникабельность и самостоятельность. Школьник уютно чувствует себя в компаниях, не боится заводить знакомства.
Новая оценка мира
Получение жизненного опыта ведет за собой пересмотр устоявшихся понятий. Меняется оценка собственной внешности, поступков, друзей и даже родителей. Авторитет мамы и папы в случае неправильной реакции заметно пошатнется: на любые замечания ваше чадо будет реагировать гневом и критикой. Вместе с тем неадекватные реакции на раздражители сменяются миролюбивым настроем, когда можно разрешить конфликтные ситуации и помочь тинейджеру разобраться с внутренними проблемами.
Нормальное взросление подростка сопровождается:
- верой в то, что все и всегда обойдется;
- уверенностью в себе и завтрашнем дне;
- общением со сверстниками;
- осознанием правил поведения в социуме и их важности;
- любознательностью, проявлением смекалки;
- доброжелательностью;
- стремлением к самостоятельности во всем;
- готовностью задавать вопросы на интересующую тему.
Тактика воспитания
Начало подросткового периода – серьезное испытание для всей семьи. Пока ваш сын или дочка стараются справиться с новыми эмоциями и переживаниями, придется набраться терпения и научиться контролировать себя. Откажитесь от диктовки условий и строго установления правил: постарайтесь остаться для любимого чада другом и советчиком. Уступки должны быть обоюдными: в противном случае неизбежны постоянные ссоры на повышенных тонах, грозящие перерасти в затяжные конфликты.
Точки соприкосновения
Из-за разницы в возрасте и увлечениях двенадцатилетние дети отдаляются от мамы и папы. Замечательно, если другие родственники разделяют интересы ребенка, – это помогает добиться выработки тождественных суждений, заводить доверительные разговоры на разные темы.
Родителям также нужно участвовать в смене образа жизни – знать, какими книгами, фильмами, музыкой интересуется сын или дочка. Найдите «золотую середину» между грубым вмешательством и полной отстраненностью.
Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!
В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.
Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год |
Нижняя граница нормы |
Верхняя граница нормы |
Вес мальчиков, кг |
||
Вес девочек, кг |
||
Рост мальчиков, см |
||
Рост девочек, см |
||
Окружность головы мальчиков, см |
||
Окружность головы девочек, см |
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Что умеет ребенок в 1 год?
- ходить, держась за опору;
- делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;
Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);
Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;
Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).
Кризис первого года
В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:
Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;
Любимое слово - «нет» («неть!»);
Ревнует к остальным членам семьи;
Боится оставаться один даже на минуту.
Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.
Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).
Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.
Развивающие игры для детей 1 года
В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками
В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!
Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.
Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова
Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».
Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".
Упражнения для детей в 1 год
1. Канатоходец
Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.
Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).
2. Разноцветные шаги
Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.
Что делать, если в 1 год:
- ребенок не ходит
Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.
Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.
Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.
Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.
- не получается отучить ребенка от бутылочки
Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.
Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!
Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.
В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.
Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.
- ребенок часто просыпается по ночам и плачет
С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.
Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.
Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.
Ребенок может делиться с мамой и папой конфетой, смеяться, если его что-то смешит, и улыбаться, если он чем-то доволен. Во время игры ребенок может веселиться и вовлекать в нее всех домашних. Ребенок начинает «обезьянничать», то есть повторять за взрослыми их слова, поступки, мимику, жесты. Это значит, что его мозг анализирует окружающее, причем делает это очень активно.
Физические данные ребенка в 12 месяцев
В годик ребенок весит от 9800 до 10,5 кг. Растет он тоже очень хорошо: его вес достигает 76 см. Это примерные данные, которые нужно брать на вооружение только как ориентировочные цифры. Сон ребенка в 12 месяцев тоже меняется. Если раньше его дневные дозы сна были довольно частыми и продолжительными, то теперь ребенок спит всего 2 раза в день, а не 6, как раньше. Его сон длится от одного до полутора часов. Этот график стоит продолжать – во время сна малыш растет.
Книжки и игрушки ребенка в 12 месяцев
С малышом в этом возрасте можно уже активно заниматься. Можно читать ему книжки, сказки, стишки, петь ему песенки. Книжки должны быть большими и красивыми, картинки должны быть яркими и хорошо просматриваться. Содержание того, что читает папа или мама, должно быть понятным для ребенка, но интересным. Ребенок не сразу понимает, что это книга, которую нужно читать. Он рассматривает ее и играет с ней как с игрушкой. Потом ребенок поймет, что книга – это источник интересных стихов и сказок, и будет ждать от мамы их чтения.
Сегодня есть масса ярких и красивых книжек-раскрасок, книжек с раскладными страничками, где можно запросто увидеть голову волка или яркую шубку рыжей лисицы. Такие книжки нужно покупать ребенку, чтобы он мог развиваться. Другой возможностью развивать ребенка будут яркие кубики. Из них можно что-то строить, и на них нарисованы разные буквы. Это отлично для ребенка 1-го годика. Это – возможность для дальнейшего обучения чтению.
Как развивать речь ребенка?
Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.
Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.
Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.
Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.
Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.
Как двигается ребенок в 12 месяцев?
Ребенок в 12 месяцев может переносить игрушки, заниматься чем-нибудь интересным, например, подражать брату или сестре, играть с ними. Ребенок в 12 месяцев может делать гимнастику, прыгать, кувыркаться, ползать, стоять вниз головой. Ребенок в 12 месяцев очень любит прятаться. Он может залезать под кровать или прятаться в игрушках. Он с удовольствием играет с мячом, бросая его взрослым или просто катая мяч по квартире.
Так же увлеченно ребенок в 12 месяцев играет с игрушками.
Как кушает ребенок в 12 месяцев?
Ребенок в 12 месяцев уже может уверенно держать ложку и даже есть из нее самостоятельно. Он может перекладывать ложку из одной ручки в другую, и кулак его при этом тверд. Чашку он тоже держит хорошо и даже может пить из нее. Этой чашкой он может брать воду из емкости, где ее много, например, из кастрюли, ведра или целой ванны. Кроме того, ребенок очень любит играть с водой. Если он еще и любит купаться, это очень хорошо. Значит, вы привили ему полезные привычки.
Молочные зубы ребенка в 12 месяцев
У ребенка этого возраста уже есть несколько молочных зубов. Этими зубами ребенок уже может что-то жевать. Но не стоит давать ему твердую пищу. Ребенок в 12 месяцев с удовольствием жует паровые котлетки, кашу, молочные или творожные запеканки. Кефир или йогурт с кусочками фруктов или ягод ребенок тоже пьет с удовольствием. Правда, все эти продукты нужно давать ребенку не сразу, а постепенно, и следить за тем, чтобы он мог нормально их съесть и не подавиться.
Кормить малыша лучше через каждые 3-4 часа понемножку. Еда должна быть свежей, чтобы у малыша не разболелся животик.
Безопасность ребенка в 12 месяцев
Чтобы малыш мог чувствовать себя в безопасности, ему много не надо. Инстинкт самосохранения у такого ребенка почти отсутсвует, а вот любопытства хоть отбавляй. Поэтому ребенок может залезать на самые опасные поверхности, хватать игрушки, упасть в ванну с водой, упасть со стульчика, просто упасть. Правда, когда малыш оказывается на высоте, он начинает бояться и громко реветь, сзывая взрослых. У него проявляются первые росточки страха перед опасностью. Это значит, что мозг ребенка активно развивается.
Слух и зрение ребенка в 12 месяцев
Ребенок в этом возрасте – великий исследователь и экспериментатор. Ему интересно изучать новые звуки и мелодии. Для этого он может кричать, визжать, пищать, бормотать, разговаривать о чем-то своем и пытаться петь. Это не для того, чтобы насолить взрослым, а для того, чтобы услышать, какой звук получится, если ребенок крикнет или запищит.
Иногда он использует этот интересный прием по утрам, чтобы на него обратили внимание. Тогда мама и папа немедленно просыпаются – как не проснуться от веселого детского визга. Эти эксперименты ребенок может проводить часто и подолгу, шокируя окружающих.
Как закалять ребенка в 12 месяцев?
Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.
Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.
Как играть с ребенком в 12 месяцев?
Играть с малышом можно не только игрушками, но и бытовыми предметами. Для ребенка в этом возрасте любое действие – игра. Поэтому его порадует, если вы покажете ему, что можно наливать ложкой воду в чашку, растворять сахар в воде, помешивая его ложечкой, вылепливать из теста разные фигурки, квадратики, колобочки, овалы. Для ребенка этот процесс очень занимательный и он будет заниматься им бесконечно, не скучая и не плача.
Можно рассыпать по доске муку и порисовать в ней пальчиками. Это очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка, которая пока что не развита. И то, что ребенок испачкается мукой, не беда – зато сколько радости он получит! А с ним и мама, и папа.
Первый кризис ребенка в 12 месяцев
Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.
Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.
Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.
Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.