Конспект мастер класса на тему "использование техники эбру в художественно-эстетическом воспитании дошкольников". Применение техники эбру при работе с детьми

Водная арт-терапия – один из элементов полноценного творческого развития современного ребенка. Творчество на воде способствует развитию воображения и образного мышления. Сказочные аква-шедевры наполняют положительными эмоциями, восторгом и радостью. По словам педагогов, водная анимация способствует гармонизации внутреннего состояния ребенка.

Водная анимация Эбру - это искусство создания красочных узоров на воде с последующим перемещением аква-орнаментов с воды на бумагу. Технику Эбру использовали более 1000 лет назад в Древнем Египте, Китае, Индии и Персии. Художники древности пытались запечатлеть уникальные разводы туши в воде после споласкивания кисточек.

Особенности рисования на воде Эбру

Специальными красками на вязкой воде создают оригинальные удивительные шедевры. Цвета чудесным образом перетекают из одного в другой, образуя узоры необычайно сказочной красоты. При помощи палочки ребенок регулирует движение краски в нужном направлении. Дети учатся создавать уникальные изображения различных форм, воплощая в реальность свой мир фантазии. По окончании рисунок переносится на заранее подготовленное бумажное полотно или тканевую основу.

Игровой детский комплекс «Творческая мастерская» предназначен для увлекательного акварисования. С его помощью дошкольники и дети-инвалиды могут рисовать чарующие изображения с последующим переносом на бумагу. При этом им не нужно задумываться о технике рисования, принципах и правилах, они полностью отдаются процессу аква-анимации.

Как рисовать на воде при помощи игрового комплекса

Инновационный игровой комплекс содержит специальное шило и кисть для акварисования, а также комплект из пяти уникальных нетонущих красок в воде. При помощи специальной кисти ребенок сможет как дирижер направлять краску в нужную сторону, создавая волшебные узоры.

Какая польза от водной анимации Эбру для детей

  • Развитие воображения. Рисуя на воде, дети учатся отображать собственное настроение при помощи красок.
  • Формирование творческого потенциала. Малыши учатся рисовать на воде бабочек, цветочки и мультяшных героев, раскрывая свои собственные истории.
  • Море положительных эмоций. Когда творение отпечатывается на бумаге, детей переполняет непередаваемый восторг.
  • Развитие интереса к рисованию. Ребенок, который никогда не испытывал тяги к изобразительному искусству и не отличался особыми достижениями, сможет полюбить рисование.
  • Гармонизация личности. Акварисование оказывает успокоительный эффект, что очень важно для родителей, у которых гиперактивные дети.
  • Создание непринужденной атмосферы. Ребенок отдается своей детской мечте, выплескивает свои эмоции без каких-либо строгих ограничений и правил.

По словам педагогов, рисование водой для детей повышает терпение и выдержку, помогает научиться усидчивости. В процессе акварисования можно проследить также внутренний микромир ребенка, его страхи, опасения, а также пристрастия и увлечения.

Преимущества игрового комплекса для акварисования

  • Полная комплектация. Не нужно покупать краску, кисти и специальный планшет для рисования водой .
  • Функциональность и надежность. Комплекс может использоваться для проведения всевозможных анимаций, в том числе для создания театра теней. Конструкция выполнена из износоустойчивых и высокопрочных материалов.
  • Эргономичность и удобство. Игровой комплекс не занимает много места, прекрасно впишется в интерьер детской комнаты в квартире или же в помещение педагога.
  • Универсальное использование. «Творческая мастерская» прекрасно подойдет как для педагогов дошкольников, так и для руководителей кружков и преподавателей профильных учебных заведений.

Позвольте малышу почувствовать единение с природой, и полюбить творчество. Воспользуйтесь прогрессивными технологиями для наиболее эффективного развития творческих способностей у детей в ДОУ и школах.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

кружка по художественно – эстетическому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

«Волшебные краски Эбру».

Молодцова Татьяна Леонидовна,

воспитатель

1 квалификационной категории,

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»,

г.Черемхово, Иркутская область.

Срок реализации -2 года.

г.Черемхово, 2016 г.

" ... Творчество существует не только там,
где оно создаёт великие произведения,
но и везде, где человек воображает,
комбинирует, изменяет и

Создаёт что-то новое. "

Выготский Л. С.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Актуальность:

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.

Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность -- нетрадиционное рисование на воде красками Эбру.

Задачи:

* Освоение нетрадиционной техники рисования -- "ЭБРУ".

*Развитие желания экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; мелкой моторики рук.

* Развитие эмоционально положительных эмоций на предложение рисовать нетрадиционными техниками, воображения, фантазии.

* Овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру.

*Воспитывать творческую самореализацию, индивидуальность, настойчивость.

Средства обучения -- наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  • объяснение, рассказ воспитателя;
  • показ способов действия;
  • рассматривание иллюстраций, несущих информацию о предполагаемых результатах;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Форма обучения: специально организованная деятельность; подгрупповые упражнения по овладению техникой нетрадиционного рисования (Приложения 1, 2) .

Количество занятий: 2 раза в месяц. Длительность занятия составляет по 20 минут с подгруппой детей.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Место проведения: помещение группы.

Используемый материал:

Рисование: набор Эбру (краски АртДеко , веерные кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни), салфетки, дощечки для просушивания работ.

Срок реализации: 2 года.

Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят технику рисования красками Эбру.
  2. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  3. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Работа с родителями.

Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.

Приложение 1.

Перспективное планирование для работы с детьми 5 -6 лет.

тема

задачи

октябрь

Знакомство с красками Эбру, инструментами.

Дать представление о красках Эбру – танцующих красках. Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать детскую индивидуальность. Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними.

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками Эбру:

*Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода;

*Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки;

*Перед использованием краски необходимо взболтать;

*После каждого пользования кистью – её промывать водой, шило нужно протирать салфеткой;

* Не следует «утапливать» шило в воде.

ноябрь

«Рисуем цветы»

Познакомить с одним из видов Эбру – цветочный. Повторить правила работы с красками Эбру.

«Рисуем цветы»

Продолжить знакомство с одним из видов Эбру – цветочный. Повторить правила работы с красками Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

декабрь

«Морозный узор

На окне»

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Снежинки»

Познакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

январь

«Ёлочка»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Ёлочные игрушки»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Баттал, разбрызгивание красок при помощи веерной кисти. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 4 цвета красок (белый, зелёный, жёлтый, красный). Продолжать учить работать веерной кистью и шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

февраль

«Снеговики»

Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Подарок папе»

март

«Подарок маме»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Загадка весны»

апрель

«Звёздное небо»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Одуванчики»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

май

«Насекомые»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Загадки»

Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить правила работу с красками Эбру.

Приложение 2.

Перспективное планирование для работы с детьми 6 -7 лет.

тема

задачи

сентябрь

Знакомство с историей происхождения Эбру.

Дать представление о Эбру – «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «облака и ветер», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство Эбру в странах Востока. Изучить историю происхождения техники рисования Эбру.

Пополнить активный словарь детей терминами.

«Мир цветов»

Закрепить знания о видах Эбру:

*Цветочный Эбру – изображение цветов;

Совершенствовать навыки работы шилом и веерной кистью.

октябрь

«Золотая осень»

«Осенняя пора»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Эбру Шаль.

Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие.

ноябрь

«Морские чудеса»

Знакомство с новым видом Эбру:

*Эбру Гребёнка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

Учить рисовать волны на воде с помощью гребня.

«Фантазёры»

Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – Эбру Гребёнка.

Развивать фантазию, закреплять знакомые приёмы.

декабрь

«Здравствуй, гостья Зима!»

Использовать при выполнении работы все виды Эбру:

*Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.

*Эбру Шаль – повторение S-образных форм.

*Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.

*Цветочный Эбру – изображение цветов.

«Новогодние украшения»

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

январь

«Новогодний переполох»

Использовать при выполнении работы все виды Эбру .

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Зимняя сказка»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

февраль

«Сад желаний»

Развивать фантазию, закреплять знакомые приёмы . Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Подарок папе»

Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

март

«Цветы для мамы»

Развивать композиционные умения при изображении групп предметов.

Воспитывать художественный вкус в познании

прекрасного.

«Загадка весны»

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

апрель

«Космические дали»

Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Пасхальный перезвон»

Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

май

«Подарки…»

Закрепить технические навыки умения работы с гребнем, шилом и веерной кистью.

Создавать красивые композиции и дарить их людям; фантазировать без границ.

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

«Подарки…»

Заключение.

Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

Я как педагог много изучила материала об истории создания рисунка в технике Эбру и значении этого слова. Также освоила технологию рисования Эбру профессиональными красками. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников.

Работая с детьми, я пришла к выводу:

  • ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство.

    Выполнила педагог-психолог Матыскина Ирина Валерьевна с.Кожевниково 2017 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния участников образовательного процесса.

    Задачи:

    1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.
    2. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у педагогов, используя изотерапию как одну из форм организации мастер – класса.
    3. Развивать профессионально – творческую активность, способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

    Часть 1: теоретическая.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога» .

    Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что его пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу. И если изначально арт - терапию применяли только в психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями, то в настоящее время рамки ее применения значительно расширились. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии для снижения утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

    Сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:

    • цветотерапия
    • сказкотерапия
    • музыкотерапия
    • песочная терапия
    • мандалотерапия
    • библиотерапия
    • кинотерапия
    • игротерапия
    • танцевальная терапия
    • фототерапия
    • куклотерапия
    • лепка
    • рисование.

    Многие из этих методов широко распространены и возможно активно вами используются.

    В своей работе педагога - психолога я также использую арт-терапию с детьми дошкольного возраста и взрослыми: родителями и педагогами. Эта работа ведется в двух формах: пассивной и активной. При пассивной форме мы созерцаем чужие произведения: рассматриваем картины, читаем книги, прослушиваем музыкальные композиции. При активной форме сами создаем продукты творчества: рисунки, поделки, сказки и т. д.

    Наиболее часто при работе с детьми я применяю следующие виды арт-терапии:

    Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем.

    Библиотерапия – воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации его психических процессов.

    Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, позволяют выразить душевные переживания. Дети рисуют свободно, не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

    Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки ненавязчив, снимает страхи, напряжённость.

    Куклотерапия основана на процессах отождествления ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с травмирующей ребенка ситуацией. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: куклы–марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие.

    Лепка (из глины, пластилина, теста) также исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто или глину можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Все эти действия отражают различные чувства и эмоции.

    Наиболее распространена в моей работе с детьми и взрослыми изотерапия, которая позволяет максимально реализовать творческие способности, не имеет ограничений или противопоказаний, является безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

    Цель такой работы не научить рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими отрицательные эмоции, дать выход творческой энергии.

    При рисовании у детей происходит развитие сложных движений кистей рук и тактильной чувствительности, мышления, зрительно-моторной координации и глазомера. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, чувство одиночества.

    Об эффективности изотерапии в работе с взрослыми можно судить по положительным отзывам педагогов и родителей, активизации их участия в мероприятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества.

    В изотерапии я использую следующие техники рисования: «Отпечатки» «Процарапанная поверхность» , «Техника раздувания краски» , «Цветные пятна» , «Кляксография» .

    В 2013 году я открыла для себя необыкновенно красивую технику рисования на воде – эбру несколько позже начала использовать ее в своей практике.

    «Эбру» означает облачный, волнообразный. Техника рисования по водной глади появилась в Турции в 16 веке. Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Но в последние десятилетия искусство эбру получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы.

    В технике используются специальные краски, которые не смешиваются между собой и раствор - вязкая вода с загустителем их морских водорослей, с поверхности которого рисунок переносится на бумагу. Все материалы для рисования изготовлены из натуральных, природных компонентов и это позволяет использовать технику в работе с детьми.

    Рисование в технике эбру – не только творчество, но и признанный метод терапии. Дети, не имеющие большого мастерства в обычном рисовании, в этой технике - могут создавать настоящие шедевры. Эбру и для взрослых является прекрасным инструментом развития воображения и творческого начала, красочная мраморная живопись помогает побороть депрессию и поверить в собственные силы.

    Обратите внимание на экран (документ камера)

    Часть 2: показ.

    Суть рисования заключается в нанесения на поверхность воды рисунка. Краски задерживаются на поверхности воды, создавая тонкую пленку.

    Сначала рисуем фон. Фон делают, окуная кисть в краску и как бы стряхивая лишние капли на поверхность воды. Кисти на родине Эбру традиционно делают из волос конского хвоста, а ручка изготавливается из стебля розы, называется такая кисть – фырчалар.

    Краска образует очень тонкую пленку, поверх которой и будет располагаться основной рисунок. Можно оставить фон в виде капель, а можно поводить произвольно шилом или гребнями. Тогда у Вас получится более затейливый рисунок.

    При помощи шила на поверхность капает краска в виде круга, который растекается по ее поверхности до определенного размера. Далее при помощи инструментов легкими движениями рук Вы придаете этим кругам нужную форму. Это могут быть цветы, бабочки, рыбки, лица людей, деревья, волны. Все полностью зависит от Вашей фантазии. Однако помните, что эбру – это, прежде всего, медитация, а, значит, важен не результат, а сам процесс!

    Последним этапом такой работы будет перенос изображения на лист бумаги, но я сделаю это попозже. Сейчас мы с вами попробуем создать такой шедевр своими руками.

    Часть 3: Нарисуй свое настроение.

    В последний раз всколыхнувшись, тонкие линии и аккуратные штрихи послушно замерли, повинуясь твоему желанию и открывая твоему взгляду картину… целой бури разных эмоций.

    Я предлагаю вам не просто поработать в новой технике, а еще и нарисовать своё настроение. Это упражнение я применяю при работе с детьми и с взрослыми с целью установления контакта, знакомства, снятия напряжения.

    Перед вами необходимое оборудование, подвиньте его к себе поближе. Прежде чем вы приступите к рисованию, попробуйте почувствовать в каком вы настроении. На что оно похоже? Какого оно цвета? А теперь рисуйте его так, как вам хочется.

    Это могут быть цветовые пятна, каракули. Ни один человек не может точно знать, каким получится его рисунок. Поэтому отпустите свою фантазию и доверьтесь воде, так Вы получите максимум удовольствия от рисования.

    Занимательные факты (пока рисуют)

    Мало кто задумывается о том, что мы с вами, милые женщины, пользуемся приемами арт-терапии в повседневной жизни. Я могу привести несколько примеров, после которых вам станет все ясно. Например - маникюр.

    Многие женщины отмечают, что успокаиваются, когда красят ногти! Это медленная, кропотливая работа, требующая полного сосредоточения. А на цвете, форме и рисунке на ногтях отражается эмоциональное состояние их обладательницы: спокойное или агрессивное, озорное или грустное. И оно периодически меняется, как и маникюр!

    Макияж - это тоже творчество по созданию своего внешнего облика. С помощью кистей, теней и карандашей женщина может создать агрессивный образ, может - наивный и детский, строгий или легкомысленный, стать младше или старше. Макияж сродни маске, только легче. Какое лицо вы нарисовали себе сегодня? Экспериментируйте с макияжем и получайте удовольствие!

    Мыловарение, изготовление украшений, вязание, бисероплетение и т. д. - всё это различные способы выразить себя, своё отношение, мысли и чувства через творчество, т. е. арт-терапия!

    Переводите на лист бумаги.

    Каждая ваша картина уникальна, никому, даже вам самим, не удастся создать её точную копию снова. Поэтому Эбру называют танцем ярких красок и неповторимых узоров.

    Если вам показалась интересной данная техника, вы можете применить ее в своей работе.

    Я благодарю вас за внимание!

    юлия иванова
    Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру»

    Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «Эбру »

    Поставила перед собой следующие задачи :

    Расширять представление о технике рисования Эбру .

    Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования ;

    Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

    Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

    Совершенствовать технические умения и навыки рисования ;

    Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

    Форма проведения мастер-класса :

    С педагогами и для них без участия детей,

    Лекция с элементами презентации, практическая работа.

    Материалы оформления :

    Презентация по теме мастер-класса ;

    Инструменты для работы :

    1. молоко -2,5% жирности

    3. пипетка

    4. обычная кисточка

    5. зубочистка

    6. палочка для суши.

    7. жидкость для мытья посуды.

    8. ватная палочка.

    Демонстрационный материал :

    Презентация «Нетрадиционная техника рисования на молоке с детьми » ,

    Готовые рисунки детей, выполненные в данной технике .

    Структура мастер- класса :

    1. Вступительная часть :

    Объявление темы и цели мастер-класса . Содержание мастер -класса в целом и его отдельных составных частей.

    2. Теоретически - демонстрационная часть.

    Пояснение основных этапов выполнение работы в технике рисования на молоке .

    3. Практическая часть.

    Освоение приемов выполнения нетрадиционной технике рисования на молоке .

    4. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

    Ход мастер-класса .

    1. Вступительная часть.

    2. Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса .

    3. Целевые установки. Содержание мастер-класса .

    4. Теоретически - демонстрационная часть.

    «…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

    (В. Л. Сухомлинский) .

    Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. В последнее время очень популярными в развитии детей стали нетрадиционные виды рисования . Чем же хороши нетрадиционные техники ?Они не требуют высокоразвитых технических умений , дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

    Работая с детьми, я пришла к выводу : ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. По-этому я хотела бы побольше рассказать о давно забытой технике Эбру .

    «Танцующие краски» , «облака и ветер» , «плавающие краски» , «бумага с облаками» , «волнообразная бумага» , – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока . В Европе же просто говорят – «турецкая бумага» , так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.

    техника Эбру - древнейшая восточная техника живописи искусство рисования на воде , это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. О названии доподлинно известно, что в персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно “обру”, адаптированное в турецком как «эбру «, значит «на воде» Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции эбру бережно сохраняются , оберегаются и популяризируются.

    Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань.

    Краски на воде во власти юных талантов творят чудеса. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о результате, отдавшись очарованию самого процесса!

    Как и для любого творческого процесса, прежде всего, нужно приобрести материалы. В древние времена требовалась даже специальная вода, содержащая сок растения Астралагус. Он позволял жидкости быть вязкой. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель, также как и краски. Шило и гребень – важные части инструментов. Первое должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Последнее служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения. Для первого раза стоит приобрести набор для рисования эбру . В любом специализированном магазине есть возможность заказать.

    Проработав в с детьми более 15 лет я пришла к выводу что нетрадиционные техники рисования необходимы , как никому другому. Я поняла, что детям не хватает ещё больше уверенности в себе, ещё больше воображения и ещё больше самостоятельности.

    Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как : знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

    Более интересным, для моих детей, мне показалось, будет техника рисования Эбру и я не ошиблась ! С помощью которой, возможно, развивать у детей интеллект, учить, нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

    По словам психолога Ольги Новиковой :

    «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования , рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

    Эбру требует много финансовых затрат и времени для ожидания заказа. Тогда я нашла замену – молоко и вместо специальных красок я взяла пищевые красители или еще можно купить икеевскую гуашь, она дает относительно яркие, но в то же время пастельные оттенки и почти не смешивается с молоком. Ну а чтобы получить очень яркие и насыщенные узоры лучше поискать в продаже цветную тушь, она даст интенсивные цвета, будет заворачиваться в узоры, создавая эффект мрамора, но и смешается с молоком быстрее.

    Работа в технике рисования на молоке проходит в несколько этапов :

    1. В поднос и наливаем молоко -2,5% жирности.

    2. Опустить кисточку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра.

    3. Берём палочку и рисуем разные линии, узоры на молоке.

    4. Обильно смочите кончик ватной палочки средством для мытья посуды. Аккуратно поместите кончик в самый центр тарелки, окунув его на 23 мм. Ждите и - наслаждайтесь!

    5. Процесс получения оттиска на листе бумаги.

    Рассмотрите работы, выполненные детьми старшей группы. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой техники ?

    3. Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками мастер класса .

    4. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

    Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества Краски на воде, молоке во власти юных талантов творят чудеса. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о результате, отдавшись очарованию самого процесса! В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение этой техники в детском саду .

    Подведем итог. Вас заинтересовала эта техника рисования ? Вы бы хотели ее использовать в дальнейшем с детьми?

    Публикации по теме:

    Мастер-класс для педагогов «Искусство Эбру - рисование на воде» Тема: Искусство Эбру – «рисование на воде» Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру». Задачи: Показать педагогам.

    Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

    Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.

    Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой. Задачи: развивать творческие способности, интерес.

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 33 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга

    Мастер-класс для педагогов

    по применению инновационного метода арт-терапии «Эбру»

    в работе с детьми дошкольного возраста

    «Танцующие краски»

    Разработала и провела:

    воспитатель Гончарова Л.А.

    Санкт-Петербург

    2018г

    Цель : повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».

    Задачи:

    Познакомить педагогов с инновационным методом арт-терапии;

    Показать педагогам основной способ рисования красками на воде;

    Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»;

    Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

    Форма проведения : с педагогами и для них, без участия детей; лекция с показом презентации + практическая работа.

    Оформление: презентация по теме мастер-класса; выставка детских работ, выполненных в технике «Эбру»; буклеты.

    Материалы и инструменты для работы : экран для показа презентации, столы для участников мастер - класса, емкости с раствором для рисования в технике Эбру, бумага (для черчения), специализированные краски, веерные кисточки, шила, салфетки.

    Ход мастер - класса:

    (На фоне журчащей воды произносится текст)

    «Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.»

    Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе")

    мудрец Лао-Цзы

    Жизнь зародилась в воде… Красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. (музыка закончилась)

    А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то сегодня попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге. Искусство Эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника - н а воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.

    В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

    Эбру - это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.

    Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?

    Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

    Данная техника помогает решить следующие задачи :

    1. Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

    2. Формировать желание экспериментировать в рисовании.

    3. Развивать самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности.

    4.Воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.

    Так как техника Эбру не является единственной нетрадиционной техникой, применяемой мною в работе с воспитанниками, то я создала в группе уголок художественного творчества «Мир красок», в котором собрала все необходимые материалы для работы в нетрадиционных техниках рисования.

    В итоге, творческий уголок пополнился материалами для экспериментирования с красками и водой: инструментами для рисования на воде и емкостями для рисования. Раствор для рисования сделан из специального загустителя и воды.

    На втором этапе я познакомила детей с техникой, материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Эбру имеют специфический состав, мною были разработаны игры-экспериментирования, с помощью которых мы познакомились со свойствами различных красок.

    Вместе с ребятами, в процессе исследовательской деятельности, выяснили, что масляные краски не растворяются в воде, но имеют свойство смешиваться в процессе рисования, а обычная краска (гуашь, акварель) растворяются в воде, но перенести ее на бумагу невозможно.

    Помимо красок в технике Эбру применяется основа, которая состоит из воды с загустителем, на поверхности которой и рисуются узоры. Проведенные нами эксперименты с обычной водой показали, что в ней краски растворялись, а с водой на маслянистой основе нет, что и позволяет узор переносить на бумагу.

    В итоге, выяснив все свойства красок, водного раствора в качестве основы для рисования в технике Эбру, мы приступили непосредственно к рисованию.

    Для этого ребенку необходимо нанести небольшое количество краски на кисть. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды, если выбран рисунок с фоном. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Используя специальное шило, гребень дети выполняют рисунок на поверхности воды.

    Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя шилом по поверхности воды, в дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано. В данной работе активизируется речь ребенка.

    Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества. Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.

    Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, активизировать речь, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.

    Ход мастер-класса

    Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру. Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, веерная кисточка для фона, шило для рисования, гребень для элементов фона.

    В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.

    Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.

    Первое, что нам необходимо - сделать фон. Нужно набрать небольшое количество краски (по вашему выбору) на веерную сделать набрызг краски в водный раствор, покрыв всю поверхность, а затем продолжить создание картины и в заключении аккуратно нанести на наш необычный холст. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.

    Затем мы повторим то же самое краской другого цвета. Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это шило. Одно из правил рисования по воде – шило необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем шило в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.

    Теперь вы можете немного пофантазировать и поводить шилом по поверхности, так как захочется вашей душе. Далее, нарисуем красивый цветок. Наносим шилом три круга, в центр этих кругов ещё круги других цветов, посмотрите, как это делаю я, чтобы было более понятно (можно использовать до 5 красок за 1 раз). Затем опустим шило чуть выше первого круга и проведём прямую в центр круга. Теперь вводим шило в круг и плавными движениями оттягиваем краску по дуге, влево и так же вправо. Второй круг мы будем шилом собирать в центр, посмотрите, как это делаю я. Приступаем к третьему кругу, первые наши действия повторим, как и со вторым цветком, соберём его в центр, а теперь каждый лепесток оттянем в сторону. Вот так из обычных кругов мы получили три разных цветка.

    Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою работу, какими-нибудь элементами, либо повторить мои движения. (Рисую цветы, завитки и т.п.)

    Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Вот наша картина готова!

    Уважаемые коллеги! Посмотрев и попробовав рисование на воде как вы думаете - что же дает дошкольникам рисование в технике ЭБРУ?

    (Ответы участников мастер-класса).

    Выставка, обсуждение работ, ответы на вопросы участников мастер-класса.

    Спасибо за внимание и удачи в творчестве!