Права ребенка в семье проектная работа. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Твои права, малыш."

«Дерево прав и обязанностей ребенка»

Подготовила: Кедрова Н.И. воспитатель гр.№6

Санкт-Петербург

2017г.

Цель : Формирование у детей основ социально-правового сознания

Задачи :

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Ожидаемые результаты проекта :

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно-патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Характеристики проекта

Тип проекта :

    по доминирующему методу: творческий, познавательный, информационный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник.

По количеству участников: групповой.

Вид проекта : среднесрочный (3-4 занятия в группе).

Участники проекта : дети, родители, воспитатель. Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательные области : правовое воспитание, коммуникация, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание.

Форма проведения : через совместную деятельность с детьми и родителями.

Актуальность проекта.

Во всех странах мира ожидают, что дети вырастут ответственными и достойными гражданами, которые будут приносить пользу своему обществу. Правовое обучение – важнейшая часть общего образования, развития гражданской, социальной и правовой культуры. Все граждане мира, дети, молодежь должны научиться пользоваться своими правами с ответственностью, которая является частью их гражданских обязанностей. Данный проект призван подвести детей к пониманию, что удовлетворение их базовых потребностей – являются их правом. Кроме того, в ходе проекта детям дается понимание взаимосвязи прав и обязанностей.

Продукт проекта.

Дерево Прав и Обязанностей

Этапы реализации проекта

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Тема проекта. Цели, задачи.

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

Самоконтроль и самообразование воспитателя по теме «Права человека» и «Правам ребенка».

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Оформление информационного уголка для родителей на тему «Права ребенка», рекомендации родителям о просмотре с детьми мультипликационных фильмов на, соответствующую проекту, тематику.

Аналитический

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план.

Подбор материала.

Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и раздаточным материалом по теме.

Практический

Реализация проекта в образовательную практику.

Реализация запланированных мероприятий.

Презентационный

Публичное представление продукта совместной деятельности.

Выставка «Дерева Прав и Обязанностей Детей» в группе, публикация отчета о проекте на странице группы.

Контрольный

Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Обсуждение проекта с родителями на странице группы.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НЕДЕЛИ «ПРАВА РЕБЕНКА»

Занятие 1 «Кто имеет значение»

    Воспитатель читает детям книгу «Слон Хортон и город Ктотов».

    Воспитатель с детьми обсуждает главную мысль книги: «личность – есть личность, неважно, насколько она мала». Поднимаются следующие вопросы:

    1. Что бы могло приключиться с ктотами, если Хортон не защитил их.

      Какая главная мысль этой книги? Что означает «личность – есть личность, неважно, насколько она мала?

      Получаете ли вы надлежащую заботу и уважение, которого заслуживаете? Все ли это получают?

      Встречали ли вы когда либо человека, похожего на Хортона?

      Почему Хортону было так трудно убедить других, что ктоты существуют и что их надо спасти?

      Как мы можем дружить с другими даже, если мы их не можем видеть?

    После обсуждения воспитатель предлагает детям подумать, что бы они хотели сказать Хортону, если бы они были ктотами. И записывает слова каждого ребенка на вырезанном из бумаги облачке.

    Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию Хортона.

    Повторить детям, что не только каждый имеет значение, но и каждый имеет права, включая детей. Права гарантируют, что каждый из нас получает должную защиту и уважение. Права детей закреплены специальным документом, который называется «Конвенция Прав Ребенка».

    Дети обсуждают, какие права, как они думают, должны быть у детей.

    Дети сравнивают свой список прав со списком прав Конвенции Прав Ребенка.


Занятие 2 «Необходимо и Желательно»

    В группах дети раскладывают карточки («необходимо и желательно») по трем кучкам: Самые Важные, Важные, Не очень важные.

    Группы по очереди рассказывают о том, какие карточки они отложили в, как «Очень важные»

    Дети обсуждают:

    1. было ли трудно выбрать ту или иную карту?

      почему они выделил именно те карточки, как «Самые важные»?

      какая разница между «Необходимым» и «Желательным»?

      Почему некоторое «необходимое» надо защищать, как права?

      Все ли дети могут воспользоваться этими правами?

      Какие еще права, по вашему мнению, должны иметь дети?

      Как гарантировать, что права всех детей защищены?

Занятие 3 «Права и Обязанности»

По окончании Занятия 2, собрать карточки «Необходимо».

    Объяснить, что вместе с правами человек имеет и обязанности. Например, право на возможность выражать свое мнение, сопровождается обязанностью выражать это мнение таким образом, чтобы не нарушить права других людей.

    В группах дети обсуждают, какие обязанности идут вместе с правами, которые они видят на карточках.

    Воспитатель раздает карточки с «Правами» и «Обязанностями» детям. Ребенок с «Правами» должен найти ребенка с подходящими «Обязанностями».

Занятие 4 «Права, которые ущемили» и «Права, которые защитили»

    Воспитатель читает истории «Детей, живущих по всему миру».

    Дети выбирают из стопки ту карточку, на которой изображено право, которое ущемляется в истории.

    Воспитатель показывает фотографии и читает истории детей, изображенных на фотографиях.

    Дети из набора карточек выбирают права/нужды/желания, которые были защищены в прочитанной истории.

Занятие 5 «Создание дерева Прав и Обязанностей Детей»

    Воспитатель читает книгу Гвена Бида и Боба Плентина «Лучший мир для каждого ребенка».

    Дети по ходу прослушивания книги и просмотра иллюстраций, освежают в памяти все, услышанное на предыдущих занятиях, называют права детей, которые были ущемлены.

    Воспитатель демонстрирует заранее изготовленную на ватмане схему дерева и объясняет, что листья и плоды этого дерева – права людей, а корни, это обязанности, выполнение которых питают возможность реализации этих прав.

    Детям предлагается разделиться на 2 команды и наклеить карточки с правами на изображение плодов и листьев дерева, карточки с обязанностями прикрепляются к корням дерева.

    После окончания работы над деревом, дети объясняют, почему они приклеили ту или иную карточку именно в то место, где она расположена.






Цель проекта Максимально способствовать социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста при помощи формирования основ правовых знаний. Задачи проекта 1. Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности». 2. Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка. 3. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. 4. Повысить уровень культуры межличностного взаимодействия детей в группе. 5. Создание благоприятного фона для контактов с детьми. 6. Разработать перспективный план работы с детьми и мероприятий с родителями.












1. Обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания. 2. Сформировать модель информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры. 3. Способствовать развитию у детей самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного достоинства, социальной активности. 4. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум». 5. Создать организационную модель информационно- просветительской работы по проблеме обучения и реализации прав детей в МБСОУ. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Образовательный проект "Маленьким детям - большие права"

Введение.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свет.

Этот образовательный проект предназначен для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. С наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Встает вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать их.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
При разработке непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные качества ребенка психологическая готовность ребенка к новому виду деятельности. Предлагается примерный тематический план на год, где планирование и организация занятий позволит приобщить к делу каждого ребенка и родителя, активно включая их в педагогический процесс.

Актуальность:
Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме: « Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.» Мы должны научить малышей их отстаивать, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми.

Цель: Формировать у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развивать уважение и терпимость к другим людям и их правам.

Задачи:
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач была организована работа в трех направлениях: родителями, педагогами и детьми.
Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового сознания.
1. Тематические НОД

2. игры
3. Беседы
4. Досуги
5. Разгадывание ребусов, кроссвордов
6. Выставка книг.
7. Самостоятельная деятельность
8. чтение художественной литературы.
Работа с родителями.
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
1. Анкетирование на тему «Знаете ли вы права ребенка?»
2. Консультации.
3. Беседы
4. Групповые родительские собрания.
5. Стенд « Права ребенка»
6. Ширма « Правовой ликбез»

Работа с педагогами.
1. Открытые НОД.
2. Педагогические советы по темам: « Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания»
3. Обмен опытом.
Условия реализации проекта:
1. Уголки права в приемной группы.
2. Разработка игр, способствующих расширению области правовых знаний.
3. Методическая литература по правовому воспитанию.
4. Художественная литература для детей.
5. Составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Разработать конспектов НОД.
7. Довести до родителей важность этой проблемы

Художественная литература для детей
1. А. Лопатина,М. Скребцова «Права детей в сказках, рисунках и вопросах.»
Москва 2008г.

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 26,27 (1). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 28 (1 а). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15.. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках” – 1997.
2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М, ТЦ “Сфера”, 2009.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
4. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка //Управление ДОУ. – 2002,№6
5. Доронова Т.Н Защита прав и достоинства ребенка. – М, 2003.
6. О.Л.Князева “Я, ты, мы” – М, 2007.
7. С.В.Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.; Академия, 2000.
10. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие – М: ТЦ “Сфера”, 2007.
11. Программа “Истоки”. Базис развития ребёнка-дошкольника. Центр “Дошкольное детство” им. Запорожца.
12. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). – М.: “Прогресс”, 1989.
13. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2. – М.: Генезис, 1998.
14. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград, “Учитель”, 2011.
15. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– ТЦ “Сфера”, 2007.

(Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО).

Вид проекта : информационно - образовательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный, годовой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра, педагог-психолог, повар.

Объект проекта : права ребёнка.

Актуальность темы:

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

  • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
  • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
  • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
  • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
  • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Исходя из всего перечисленного, я разработала информационно – образовательный проект «Ваши права, дети!» с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование правосознания детей.

Задачи проекта :

  • Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
  • Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
  • Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта :

  • Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
  • Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
  • Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
  • Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
  • Коллективная реализация проекта, презентация.

Ожидаемые результаты :

  • Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  • Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  • Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

  • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
  • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

  • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • Презентация проекта «Ваши права, дети!»
Срок Формы и методы реализации Цели
Сентябрь
  • Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий.
  • Ознакомление родителей с проектом.
  • Анкетирование родителей: «Знакомы ли Вы с документами о правах ребёнка?», «Знаете ли Вы права ребёнка?», «Я и мой ребёнок»
  • Беседа с детьми «Как поступить правильно?»
  • Рисование восковыми мелками: «Мой автопортрет»
  • Создание ширмы – переноски для родителей «Ребёнок имеет права».
Разработать программу проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
Октябрь
  • Организованная образовательная деятельность «О правах – играя»
  • Беседы: «Плохие и хорошие поступки», «Правила поведения в детсаду», «Правила поведения дома», «Правила поведения в общественных местах»
  • Рассматривание ситуационных картинок на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Д/и «Разрешено – запрещено»
  • Игра-ситуация «Защитим слабого»
  • Художественная литература: р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. «Коза-дереза», венг.н.с. «Два жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Михалков «Праздник непослушания», «Бараны», рассказ «Мои права», Я. Аким «Жадина»
  • Слушание аудиозаписи песни С. Ротару «Дадим шар земной детям».
  • Лепка из глины: «Человечек – это я!»»
  • Консультации для родителей: «Поговорим о Ваших правах», «Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек»
Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности».
Ноябрь
  • Организованная образовательная деятельность «Я и моё имя»
  • Беседы: «Что в имени твоём?», «Что такое отчество», «Что такое фамилия? Откуда пришли фамилии?», «Путешествие в другие страны», «День Матери» (последнее воскресенье месяца), «Мы такие разные и такие одинаковые».
  • Художественная литература: Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», И. Семёнова «Я – человек, ты - человек», Э. Успенский «Ты и твоё имя», А.Барто «Я расту», сказка «Похищенное имя»
  • Д/и «Ласковые имена», «Имя и отчество», «Создай фамилию», «Когда я стану взрослым», «Загадывание желаний», «Угадай по описанию»)
  • Аппликация: «Это – я!». Рисование: «Мой автопортрет»
  • Ручной труд: «Закладки с именем», ромашка «Моё имя»
  • Подготовка и проведение праздника «Осенний калейдоскоп»
  • Консультации для родителей «20 ноября – день прав ребёнка», «Авторитет родителей»
Закрепить знания о том, что у каждого человека есть имя;

дать понятия о том, что такое отчество и фамилия и познакомить с их происхождением;

воспитывать чувство патриотизма;

подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя.

Декабрь
  • Организованная образовательная деятельность «Моя семья»
  • Беседы: «Какая у меня семья», «Как зовут твоих родителей?», «Где работают твои родители?», «Мужчины и женщины в семье», «Я – помощник», «О бабушках»
  • Художественная литература: сказка «Добрый волшебник», Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок», рассказ «Сёстры», В.Донникова «Канавка», С. Михалков «Три поросёнка», «А что у вас?», А. Толстой «Косточка».
  • Составление рассказов на тему «Моя семья» - о членах семьи»
  • С/р «Моя семья», «Мамины помощники», «В магазин за подарками» (ситуация), «Парикмахерская»
  • Д/и «Кто что делает», «Кому что нужно», «Все профессии нужны…», «Кто где работает», «Обязанности в нашей семье»
  • Рисование карандашами: «Моя семья»
  • Совместное сочинение «Домашние обязанности Вашего ребёнка» (домашнее задание родителям)
  • Подбор картотеки пословиц и поговорок о семье (домашнее задание)
  • Создание фотогалереи «Моя семья».
  • Анкетирование родителей «Определение детско-родительских отношений», «Роль отца в семье»
  • Консультации: «Поощрять или наказывать», «Какой хороший папа!»
  • Подготовка и проведение праздника «Новогодние приключения»
Закрепить и расширить представление о семье;

дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи;

воспитывать ласковое, чуткое отношение

к близким людям, потребность радовать их своими добрыми делами.

Январь
  • Организованная образовательная деятельность «Мой дом»
  • Беседы: «Путешествие по планете Земля», «Моя страна – мой дом», «Москва – столица России», «Как построить дом?», «Гражданственность»
  • Художественная литература: С. Баруздин «Кто построил этот дом», А.Барто «Про новый дом», Г. Ходаков «Моя Москва», «Страна, где мы живём», Е.Чарушин «Кто как живёт», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Три поросёнка»
  • Составление рассказов на тему: «Мой дом»
  • Рассматривание иллюстраций на тему: природа России; Москва; Дубна; дома
  • С/р «Путешествие по странам», «Строим дом»; ситуации «Бабушке стало плохо», «Чужой за дверью»
  • Д/и «Кто где живёт?», «Назови жителя города», «Назови материал», «Обставим квартиру», «Где чей дом?»
  • Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
  • Рисование: «Дом, в котором я живу», аппликация: «Дома с резными ставнями»
  • Конструирование: «Такие разные дома»
  • Слушание: Г. Струве «Моя Россия», О. Газманов «Москва, звонят колокола», А. Петров «Я шагаю по Москве»
  • Экскурсии: «Улицы родного города», «Мой любимый детский сад» (по детсаду)
  • Подборка иллюстративного материала «Дубна моя»
  • Клуб для родителей «Трудовые навыки в повседневной жизни ребёнка»
Рассказать о том, что человек должен сохранять наш общий дом – Землю и своё жилище. Учить беречь всё, что создано природой и человеком. Уважать и ценить труд других людей. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, родительскому дому.
Февраль
  • Организованная образовательная деятельность «День здоровья»
  • Беседы цикла «Здоровый образ жизни», «Добрые и верные помощники здоровья», «Кто и как заботится о твоём здоровье», «Разговор о правильном питании», «Здоровье и болезни», «Скорая помощь»
  • Художественная литература: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А.Барто «Девочка чумазая», Я.Дагутите «Руки человека», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар»; «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», В. Осеева «Плохо», С.Капутикян «Мы сварили плов», Т. Кожабердиев «Всё равно», О. Нэш «Микроб»
  • Экскурсии: в медицинский кабинет ДОУ; на кухню ДОУ
  • Опытно-исследовательская деятельность: «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс», «Открой ротик»
  • Д/и «Узнай по запаху», «Определи по звуку», «Узнай, кто позвал», «К какому врачу надо обратиться?»
  • С/р «Скорая помощь», «Я - врач», «Семья»; игры-ситуации «Кабинет врача», «Случайно поранился»;
  • Этюды-пантомимы «Что мы делаем – покажем» (моем руки, делаем зарядку…)
  • Спортивный досуг «День здоровья»
  • Аппликация: «Машина «Скорая помощь»
  • Рисование: «Я у врача»
  • Ручной труд: «Медицинская карта» для сюжетно-ролевых игр.
  • Слушание: П.Чайковский «Болезнь куклы», «Кукла выздоровела»; песня «На прививку становись»
  • Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества»
  • Театрализованное представление «Мойдодыр»
  • Индивидуальные консультации для родителей: «Здоровье моё и моей семьи», «Закаливание ребёнка»
  • Оформление папки «Основы правильного питания: теория и практика» (с любимыми рецептами семьи)
  • Клуб для родителей «Здоровье будущего первоклассника»
Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью.
Март
  • Организованная образовательная деятельность «Откуда пришла книга»
  • Беседы: «Как важно быть грамотным», «Откуда люди получают знания», «Роль информации в современном мире», «Река времени», «Откуда пришла книга», «Как надо относиться к книге»
  • Экскурсии: в детскую библиотеку, в школу
  • Составление рассказов из опыта: «Как мы ходили в школу», «Что такое библиотека?»
  • «Расскажи, какие детские журналы ты любишь и почему»
  • Художественная литература: энциклопедические словари для дошкольников
  • Просмотр мультфильмов: «Вовка в Тридевятом царстве», «Козлёнок, который умел считать до 10»
  • Слушание песен о школе
  • С/р «Библиотека», «Школа»
  • Д/и «Что изменилось», «Сосчитай-ка!», «Чего не стало?», «Найди два одинаковых предмета», «Рифмы»
  • Игры-ситуации: «Порвал книгу», «Мешал слушать сказку»
  • Ручной труд «Реставрация книг»
  • Аппликация: «Школа» (из геометрических фигур)
  • Опытно-экспериментальная работа: «Узнай сам и расскажи другому»
  • Клуб для родителей «Речевое и интеллектуальное развитие детей»
  • Подготовка и проведение праздника «Мамин день»
Формирование у детей представления о значимости образования в жизни каждого человека; расширить представления о возможности получения информации из

разных источников, развитие любознательности.

Подвести детей к пониманию того, что они имеют право на образование.

Апрель
  • Организованная образовательная деятельность: «Я на солнышке лежу»
  • Беседы: «Как и зачем люди отдыхают», «Какие бывают праздники?», «Что такое музей?», «Театр», «Как человек отдыхает»
  • Составление рассказов: «Мне хорошо, если у меня есть…», «Семейный отдых летом», «Как я провожу свободное время», «Я придумал праздник, которого нет»
  • Художественная литература: Е.Благинина «Мама спит, она устала», Э. Успенский «Я устала», Н. Носов «Рассказы», В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • Экскурсии: «Мини-музей кукол», «Русская изба»
  • Решение проблемных ситуаций, возникающих во время игры
  • С/р «Морское путешествие», «Едет, едет паровоз»
  • Театрализация сказки: «Три медведя»
  • Рассматривание репродукций картин, энциклопедий «Художники мира»
  • Рисование масок для театра
  • Конструирование из бумаги: «Игрушки – малышам»
  • Просмотр сказки «Золушка»
  • Консультации для родителей: «Образование и развитие детей», «Игра в жизни ребёнка»
  • Музыкальный досуг: «День игры и игрушки»
Дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести понятия «пассивный отдых» и «активный отдых».
Май
  • Итоговое мероприятие: презентация проекта «Ваши права, дети!»
  • Праздничное мероприятие « 1 июня – День защиты детей»
  • Составление генеалогического древа «Без прошлого нет будущего» (без фото)
  • Книжная выставка «Ваши права, дети!»
  • Мониторинг родителей
  • Конкурс рисунка на асфальте «Мир глазами детей»
  • Подготовка и проведение праздника «День защиты детей»
Обобщить знания детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.

Анализ, оценка совместной работы.

Выявить и оформить проблемы на следующий год.

Результаты работы по проекту «Ваши права, дети!»

  • У детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Я наработала дидактический материал, конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.
  • Началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  • Выявилась и оформилась проблема на предстоящий учебный год: разработка продолжения проекта «Ваши права, дети!» для детей подготовительного к школе возраста.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».
  2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка».
  3. Голицына Н.С «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  4. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
  5. Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет».
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7-2010.
  7. Журнал «Методическая работа» № 2-2006.
  8. Журнал «Работа с кадрами» №7-2007.
  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско0патриотическое воспитание дошкольников».
  10. Маханева М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие».
  11. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»»
  12. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры /авт.-сост. Т.А.Харитончик.
  13. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях» /авт-сост. Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И.
  14. Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
  15. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет».
  16. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
  17. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений литература.
  18. Журин А.А. «Самый современный самоучитель работы на компьютере».
  19. Журнал «Справочник педагога-психолога», 2011.
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» Звонарева Марина Викторовна.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала.

В путь- дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин.

Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в правовом, цивилизованном государстве.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство- наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, доброжелательного отношения к людям.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

В связи с актуальностью этой темы мною был разработан проект для детей старшей группы на тему: «Права детей» .

Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о правах и обязанностях человека, о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе. Развивать у детей интерес к знакомству с правилами и обязанностями детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, в форме соответствующей возрасту старших дошкольников.
  2. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
  3. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Вид проекта: краткосрочный, информационно познавательный, коллективный.

Проблема: необходимость правового воспитания дошкольников.

Формы и методы работы по проекту:

  1. Проблемно- поисковая деятельность. Проводилась работа в группе по решению проблемных ситуаций и задач.
  2. Продуктивные виды деятельности: на занятиях по изобразительной деятельности рисовали «Автопортрет» , «Портрет мамы» , «моя семья» .

Лепили на тему: «Моя любимая игрушка» .

Выполняли аппликацию на тему: «Я, военным стать хочу» .

3. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром знакомила детей со значением имени, умению правильно называть своё имя, отчество, фамилию.

Проводились беседы на тему: «Моя семья» .

Организовала с детьми просмотр видео слайдов на тему «Права детей» . Где познакомила детей с основными документами по правам человека.

4.Проводилась работа с родителями:

Оформление стенда для родителей: «Права детей» .

Провела консультацию для родителей: «Права и обязанности дошкольников» .

Анкетирование на тему: «Проблемы современной семьи, имеющих детей дошкольного возраста» .

Проводились индивидуальные беседы с родителями, с целью создания генеалогического дерева своей семьи.

Для презентации моего проекта мною был разработан конспект НОД на тему «ПРАВА ДЕТЕЙ» . Который стал итогом проекта.

Конспект НОД в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5» , город Троицк, Челябинской области.

Разработала воспитатель: Звонарева Марина Викторовна.

Тема: «ПРАВА ДЕТЕЙ»

Цель: познакомить детей с их правами. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье, своим близким и родственникам.

Дорогие ребята, совсем недавно, когда вы пришли в детский сад вы были такими маленькими. Многие из вас еще не могли разговаривать, некоторые сосали соски, и, даже носили памперсы. Но вот прошло несколько лет, и вы стали старшими дошколятами. И, теперь, я могу с вами беседовать на очень серьезные темы. Я считаю, что вы уже довольно взрослые, чтобы об этом узнать и это не случайно.

Один мальчик из нашей группы вчера плакал и говорил следующие фразы: «Меня мама не любит, я не хочу, чтобы меня так звали, я не буду сегодня рисовать, не подходите ко мне!»

Что же с ним случилось? (ответы детей)

Да, мне тоже кажется, что его кто-то обидел, а по, другому, это можно назвать: нарушил его права!

Чтобы с вами этого не произошло предлагаю вам отправиться в путешествие в страну: «Прав ребенка» .

На чем же мы с вами отправимся путешествовать? (детям предлагаются различные виды транспорта) . Выбирайте, кто хочет полететь на воздушном шаре, кто хочет поехать на автомобиле, кто хочет полететь на самолете, а может быть кто-то хочет поскакать на лошади? Выбирайте! Вот мы с вами и познакомились с одним из прав человека –это право выбора. Отправляемся в путь! (На экран выводится картина, с изображением женщины и мужчины.)

Первая остановка. Давайте присядем отдохнуть.

Для тебя, наверное, не секрет, что детей не приносят аисты. Не удивляйтесь, что детей не ищут в капусте. Каждого из нас носит под сердцем девять месяцев женщина. Рядом с этой женщиной должен быть мужчина, любящий и оберегающий не только ее, но и то крохотное существо, которому только предстоит родиться. Мы рождаемся, и женщина становится для нас мамой, а мужчина – папой.

Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому помешать.

Посмотрите, ребята, в нашей группе растет необычное дерево, и яблоки на нем тоже не совсем обычные, и для того чтобы мы лучше запомнили наше путешествие предлагаю вырастить на нем еще несколько удивительных яблок: на них будут написаны права детей. Вот одно яблоко мы с вами уже вырастили. Давайте его повесим на нашу яблоню.

И, снова, отправляемся в путь!

Вторая остановка. (На экране картинка, с изображением детей)

Посмотрите, сколько разных мальчиков и девочек на этой картине. И у каждого из них есть свое имя, свое отчество, своя фамилия.

И это еще одно важное право каждого ребенка – ПРАВО НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЮ.

Такое право появляется у ребенка с момента его рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении – главном документе каждого ребенка.

Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, а фамилия определяется фамилией родителей.

Давайте поиграем с вами в игру «НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ» . Я буду бросать мячик, кто поймает, должен назвать свое имя, имя своего папы, свою фамилию. Например: меня зовут Марина, папу моего звали Виктор, поэтому меня зовут –Звонарева Марина Викторовна.

Вот еще одно яблоко готово для нашего дерева. Давайте повесим его.

Снова отправляем я в путешествие. (на экране нарисовано генеалогическое дерево)

Посмотрите еще одно необычное дерево выросло на экране, давайте его рассмотрим.

Это дерево называется генеалогическим. На нем словно большие яблоки расположены какие –то фотографии. (рассматриваем)

У каждого из вас есть такое дерево, и я думаю, когда вы вырастите то сделаете себе такое генеалогическое дерево.

Ну, а мы с вами познакомились еще с одним правом детей: ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ СВОИМИ РОДИТЕЛЯМИ.

Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Давайте пополним наше дерево еще одним яблоком.

И, снова в путь!(На экране картина с изображением одежды, обуви, еды)

Хочу познакомить вас еще с одним правом: ПРАВО НА ЗАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ.

Скажите, кто покупает вам новую одежду, обувь, игрушки? Кто кормит вас вкусной едой? Кто ходит с вами в парк, цирк, в кино? А кто дает вам лекарства, если вы заболеете?

А, кто делает с вами поделки, играет, рисует, гуляет? Конечно, это ваши родители!

И мы с вами вырастили еще одно яблоко, давайте повесим и его.

Понравилось вам наше необычное путешествие? Что нового вы узнали и запомнили?

В дальнейшем мы с вами узнаем, какие еще права есть у детей и дополним наше дерево