Роль игры в социализации детей дошкольного возраста. Учебно-методический материал на тему: Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника

Успешное решение задач воспитания в наше время требует пристального внимания к проблемам детской игры.
В настоящее время педагоги и психологи единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - самая любимая и естественная деятельность детей дошкольного возраста, поэтому она становится основной формой и содержанием познания окружающей действительности. Многие педагоги отмечают огромный потенциал детской игры. Ведь именно в игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает в данный момент времени. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию.
Но дошкольный возраст – это не только период, в котором игра – особый вид деятельности. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития. В свою очередь социальное развитие ребенка дошкольного возраста нельзя представить без общего понимания социализации. Социализация – непрерывный процесс усвоения ребенком существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном возрасте - это, прежде всего овладение нормами социальной жизни.
Исследования и педагогический опыт показывают, что именно игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка дошкольного возраста и его социализации. Тесную связь игры с развитием личности особенно очевидно можно проследить именно в период дошкольного детства. Когда она приобретает особое значение. Ведь именно в ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра- первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Войдя в игру и раз, за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра- практика развития.
Из общения, со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка. Роль воспитателя на данном этапе направить игры ребенка так, чтобы они стали подготовкой к жизни, первой «школой», источником и движущей силой его развития.
Наблюдение за игровой деятельностью в современном детском саду показывает, что игра продолжает оставаться основным источником знаний для детей дошкольного возраста. Перечень современных игр и последовательность их предпочтения в воспитательном процессе, говорит нам о том, что ценность некоторых видов игр изменилась, но они продолжают оставаться ведущим видом деятельности и средством вхождения ребенка в мир взрослых общественных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как отдельного ребенка, так и общества в целом. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им видеть светлое и радостное, жить с пользой и празднично, «играючи».

Обращаясь к таким важным функциям семьи, как репродуктивная и воспитательная, заметим, что в ходе эволюционного развития общества воспитательная функция семьи отчасти была перемещена в другие институциональные среды (в частности, в образование). Вместе с тем именно в семье ребенок воспринимает способы поведения, соответствующие его возрасту и полу в конкретном обществе. Антропологические исследования свидетельствуют, что человеческая личность очень пластична. Из биологического сырья можно создать широкий спектр различных типов личностей. В процессе социализации мы учимся играть самые различные роли. Мальчики, например, учатся посредством идентификации себя со своими отцами, так они узнают, чем поведение мужчин отличается от поведения женщин в данном обществе.

Разумеется, в различных обществах нормы мужского и женского поведения различны. Так, антропологам и социологам удалось изучить общество, в котором сексуальные роли представляли собой полную противоположность тем, которые приняты в нашем обществе. Там именно мужчины сидели, праздно сплетничая и интригуя, украшая цветами свои волосы и гадая, какая женщина взглянет в их сторону, в то время как женщины работали и контролировали семейный кошелек . Но какими бы ни были нормы, мужчины и женщины будут вырастать, полагая, что те сексуальные роли, которые они усвоили, и есть «человеческая природа». Этот процесс, посредством которого общество встраивается в наши личности, показывает нам конкретные способы действия, мышления и чувствования, и является процессом социализации.

Процесс социализации очень сложен, и здесь мы остановимся лишь на той роли, которую играет в социализации ребенка его семья. Социализация начинается со дня появления ребенка на свет.

Например, до самого недавнего времени матерей убеждали кормить грудных детей, строго соблюдая интервалы между кормлениями. Большинство матерей из среднего класса соблюдали предписанный им строгий график кормления, в то время как матери из рабочего класса такой периодичности не соблюдали. Однако антропологические исследования показали, что кормление грудного ребенка «по требованию» способно помочь воспитанию более развитой личности и обычаи кормления качнулись в другую сторону.

Хотя фиксированный график кормления, возможно, и не оказывает решающего влияния на формирование личности, он представляет собой часть структуры «отсроченного вознаграждения », с которой приходилось сталкиваться детям из среднего класса. А когда они подрастали, им предлагалось пожертвовать возможностью немедленного получения удовольствий для того, чтобы выполнить домашнюю работу, сдать экзамены, которые обеспечивали получение ими лучшей работы в будущем.

Наблюдения за методами воспитания детей у различных социальных классов велись на протяжении длительного времени. Отдельные социологические исследования второй половины XX в. выявили некоторые из механизмов, участвующих в такой дифференциальной социализации, и помогли объяснить более агрессивную и суровую социализацию отцов из рабочего класса. Было установлено, что отцы, имеющие на работе очень незначительную самостоятельность, которыми управляют другие и которые сами не управляют никем, более агрессивны и суровы. Сыновья не так часто восхищались такими отцами или редко получали от них эмоциональную поддержку. Эти факторы в свою очередь связаны с профессиональными стремлениями. Мобильность максимальна там, где родители делят власть с другими членами семьи, сыновья идентифицируют себя с отцами, а отцы участвуют в эмоциональной жизни их мальчиков.

Свой вклад в социализацию вносят помимо семьи и другие организации, в частности образовательные учреждения, телевидение. Но семья продолжает при этом сохранять свою чрезвычайную важность, особенно на уровне первичной социализации. Дети, чья домашняя жизнь протекала далеко не безоблачно, с большей вероятностью окажутся замешаны в правонарушения и не смогут приспособиться к требованиям общества.

Что касается распределения ролей внутри семьи, то во многих обществах, например в средневековой Англии, положение мужчины определялось в значительной степени той семьей, из которой он происходил. Его статус был предопределен от рождения. В индустриальном же обществе специализация и разделение труда означают, что все больше рабочих мест заполняются теми, кто имеет специальные таланты и профессиональное обучение, статус обычно достигается. Но это не означает, что семья утрачивает свою важность, она продолжает выполнять поддерживающую социальную функцию.

  • См.: Mead М. Male and Female. N.Y., 1964.
  • См.: Klein]. Samples from English Culture. Vol. ILL.: Routledge & Kegan Paul, 1965.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социализация. Важность ИГРЫ в социализации дошкольников Подготовила: педагог – психолог МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка С.А.Рудь

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ

Первая ступень – дошкольный период, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Процесс социализации личности по С. И. Гессену:

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент их успешного вхождения в дальнейшую жизнь. Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ранний возраст Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, о возможности взаимоотношений; В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет возникает потребность в общении со сверстниками, закладываются первые навыки существования в коллективе. Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, усваивает понятия о социальных и гендерных ролях. Средний и старший дошкольный возраст

Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее; отношение взрослых к детям; отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – из этого и складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях. Роль семьи в социализации дошкольника

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но - необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Задача детских дошкольных учреждений- компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Решением является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д. Роль детского сада в процессе социализации ребенка.

Решением этой задачи является - ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Умения: - войти в детское общество; - действовать совместно с другими; - следовать и уступать общественным нормам; - контролировать свои желания и др. социально-личностные качества дошкольников: - интерес ребенка к себе; - интерес к сверстникам; - отношение ребенка к группе детского сада и др. Показатели успешного социального развития дошкольника в детском саду:

. « Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений ». Л. С. Выготский

ИГРА – средство развития личности; ИГРА – средство общения; ИГРА – форма организации детского общества; ИГРА – способ обучения и самообучения; ИГРА – средство коррекции развития ребёнка; ИГРА – диагностическое средство; ИГРА – психотерапевтическое средство. Значимость игры в социализации дошкольников

Общая характеристика игры дошкольника: ИГРА самоценная деятельность для дошкольника; деятельность не обязательная, не связанная с достижением в ыгодных для ребенка целей; деятельность, доставляющая удовольствие.

ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов; ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых; ИГРА – отражение конкретной эпохи и конкретного периода развития общества; ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует); ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире. ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ

Изучение психологических основ игровой деятельности в нашей стране в 20-е годы начал Л. С. Выготский. Его последователи: А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Проблемам изучения игры большое внимание уделяли К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. В настоящее время изучением игры, занимаются многие ученые – А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, С. Л. Новоселова, М. А. Васильева, А. А. Люблинская и многие другие. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ детей в совместных играх ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОРГАНИЗУЮЩЕГО ИГРОВОГО ВЗВАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОГЛАСОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА ИГРЫ

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»

Младшая группа: Высокий – 30% Средний – 50% Низкий – 20% Средняя группа: Высокий – 37% Средний – 58% Низкий – 5% Старшая, подготовительная: Высокий – 33% Средний – 61% Низкий – 6% Уровень развития игровых умений воспитанников МДОУ «Светлячок»

« Игра с ребенком в жизни вашей семьи» Играете ли вы со своим ребенком? (да, нет) 2. Напишите, пожалуйста, игры, в которые вы играете вместе с детьми? 3 . Какие любимые игры и игрушки Вашего ребенка? С желанием ли играет с другими детьми? ___ Делится ли своими игрушками? ___ Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку? 7. Есть ли у ребенка специальный уголок для хранения игрушек? (да, нет) Занимаетесь ли вы изготовлением игрушек-самоделок? Спасибо за сотрудничество! Анкетирование родителей МДОУ «Светлячок»

Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Предварительный просмотр:

1 слайд

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников, и важностью игры в социализации.

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

2 слайд

Что же такое социализация?
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального). Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

3 слайд
Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога:

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности

4 слайд

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

5 слайд

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших . Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия .

6 слайд

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

7 слайд

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

8 слайд

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

9 слайд

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

10 слайд

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

11 слайд

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

12 слайд

По словам Антона Семеновича Макаренко: «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений».

13 слайд
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А.Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Слайд 14

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

Слайд 17

1.На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры.

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется «ролевая речь», обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры.

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Слайд 20

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры, интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.


- 126.50 Кб
Введение стр. 3

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры стр. 5

1.2. Значение игры в жизни дошкольников стр. 8

1.3. Понятие социализации личности стр. 11

1.4. Роль игры в социализации дошкольника стр. 12

Глава 2. Особенности организации игр в младших

Группах детского сада

2.1. Виды игр в детских образовательных

Учреждениях стр. 16

2.2. Особенности организации и руководства

Сюжетно – ролевыми играми в младших

Группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24

Список литературы стр. 25

Приложение

Введение

В разное время изучениями и исследованиями игры занимались следующие авторы: Ян Амос Коменский, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, А. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, Гайнц Либшер, Георг Клаус, Р. И. Жуковская, В. В. Давыдов, В. И. Устименко.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, в которой он в воображаемых обстоятельствах отражает окружающую действительность. Игра является средством всестороннего развития детей. (А. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Т. Баранов «дошкольная педагогика» учебное пособие, М. , Academia 1997)

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому через игру можно воспитать любые качества ребенка его умственного, нравственного, развития и воспитания. Именно в игре воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, развивают свою речь, обогащая словарь.

Игра является средством, в том числе и социализации.

Социализация-процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта (словарь по социальной педагогике Л. В. Мардахаева М., academia 2002). Исходя из этого, я выбрала тему работы: « Игра как средство социализации дошкольников».

Объект исследования : воспитательно - образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования : игра как средство социализации дошкольников.

Цель исследования: Обосновать, что игра является средством социализации для детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по теме.

2. Доказать, что игра является средством всестороннего воспитания

Дошкольников.

3. Доказать, что игра является средством социализации ребенка.

4. Изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр во второй

Младшей группе.

Методы исследования:

1. Метод изучения психолого – педагогической литературы.

2. Метод сравнения.

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Детская игра имеет многовековую историю. « Это могучее воспитательное средство, - писал К. Д. Ушинский, - выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилось неподдельно истинная потребность человеческой природы ».

Первое толкование происхождения игры дал Г. В. Плеханов в работе « Письма без адреса » (1912 год). Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре

Находит свое отражение трудовая деятельность людей. «Игра-дитя труда, который предшествует ей во времени, » - писал Г. В. Плеханов. Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не очень сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. В силу этого, считал Плеханов, игра « …составляет одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретении из рода в род ».

История развития игры рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменениям положения ребёнка в системе общественных отношении. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Появление на свет всё более сложных орудий труда вызывает необходимость в специальной подготовке детей к трудовой деятельности. Взрослые создают для детей облегченные и уменьшенные в размерах разнообразные орудия труда (лук, копьё, удочки и т.д.). Возникают игры–упражнения.

Последующее усложнение условий и орудий труда меняют и положение детей в обществе. Всё большее количество орудий труда не может быть создано в уменьшенном размере. Появляется изобретательная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями труда, с ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно лишь изображать эти действия. В это время и возникает сюжетно-ролевая игра, в которой дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врождённых инстинктов, а в результате вполне определённых социальных условий жизни ребёнка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально-созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, неисторический характер. Непостоянность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно и тоже время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

В ходе социально- исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети обладают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

В разные периоды жизни нашего отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события, факты. Так в 30-е годы они играли в « панинцев», а уже в 60-е в « космонавтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

1.2. Значение игры в жизни дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущие положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвещает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются основные виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка- дошкольника. Прежде всего - это нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах посвещения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, развития положительных игровых взаимоотношений.

Использование игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям, труду, любви к родине, родному краю, доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; потребности следовать правилам поведения.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). Многие игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. У детей пробуждается интерес к людям разных профессий, появляется желание играть в игры с разными профессиями. Игра является хорошим средством воспитания трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в трудовую деятельность.

В своё время А.С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли радость творчества, культура деятельности.

Таким образом: В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игрушки должны соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: художественно оформлены. Яркие, красивые игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Таким образом: Эстетическая сторона участвует в понимании и оценке красоты предметов и явлений.

Ребёнок-существо растущее и развивающееся. Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка.

Умственная деятельность - находит своё отражение в потребности в приобретении новых знаний; умений рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, умозаключения.); проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности. Игра (по мнению Н. К. Крупской) - это « серьёзная форма учения».

Коммуникативная деятельность заключается в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Играя, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24
Список литературы стр. 25
Приложение

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое социализация дошкольника.

Важность игры в социализации дошкольника.

Воспитатель Макайкина О.Н.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими. Своеобразие социального развития ребенка и ДОУ отражено в специальных педагогических ориентирах, характеристике базовых навыков воспитанников детских садов, показателях социального развития дошкольников. Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ: - педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях; - педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к окружающим; - педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует социальную компетентность. Базовые социальные навыки ребенка в ДОУ: - навык соблюдать правила этикета; - навык соблюдать правила безопасности; - навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими; - навык соблюдения общих правил, договоренности; - навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций. Согласно данным исследований уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить умения ребенка: - умение ребенка войти в детское общество: - умение ребенка действовать совместно с другими; - умение следовать и уступать общественным нормам; - умение ребенка контролировать свои желания и др. Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников: - интерес ребенка к себе; - интерес к сверстникам; - отношение ребенка к группе детского сада и др. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации. Рассмотрим, что такое: Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации личности С. И. Гессен, отечественный педагог, рассматривает как три ступени: Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребёнка, в котором преобладает игровая деятельность; Вторая ступень – период активного познания ребёнком окружающей жизни, её законов и требований; Третья ступень – этап завершения её формирования, - это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка, где закладываются основы будущей личности. Процесс социализации в младшем дошкольном возрасте должен выполнять следующие задачи :

1. Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социальной среде;

4. Интегрировать в жизнь общества.

Рассмотрим игру дошкольника, каким образом она является средством социализации.

2. Игра – важнейшее средство социализации дошкольников.

2.1. Игра в жизни дошкольников . В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Как охарактеризовал игру С. Выготский: «Игра-это первая школа общественного воспитания ребёнка, арифметика социальных отношений». Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». 1 .Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

2 .В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры . Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например: врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры).

3. Настольные игры. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры- головоломки и т. п .

4. Дидактическая игра . Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать, что игра является эффективным средством социализации дошкольника.